27.05.08 Присадки к антифризам (Справка: присадка - препарат, добавляемый в небольших количествах к топливу, смазочным и другим материалам для улучшения их эксплуатационных свойств) В связи с тем, что этиленгликоль оказывает коррозионное действие на металлы,в состав антифризов вводят антикоррозионные присадки. Для предотвращения вспенивания в антифризы добавляют антипенные присадки. В традиционных охлаждающих жидкостях, к числу которых относится и Тосол,защиту металлов от коррозии обеспечивают силикаты, бораты, нитриты и др. Также существуют безсиликатные ингибиторы для защиты алюминия, некоторые используют меркаптобензтиазол натрия для защиты меди и латуни, некоторые – бораты или фосфаты для создания pH, некоторые содержат амины в качестве парофазногоингибитора коррозии и многие др. Метасиликат натрия, который многие используют для защиты алюминиевых сплавов, является достаточно эффективным ингибитором, но для современных двигателей с более высокими рабочими температурами и более плотными тепловыми потоками уже не очень подходит. Даже если использовать стабилизаторы силиката, полностью преодолеть проблему образования геля, который может приводитьк закупорке радиатора,не возможно. Кстати, практически ни один отечественный производительОЖне использует стабилизатор силиката. В качестве ингибитора кавитационной коррозии в традиционныхрецептурах обычноиспользуют нитрит.Помимотого,что он может взаимодействовать с аминами и образовывать канцерогенные вещества, он имеет и другие недостатки. Главный недостаток– этобыстрое расходование ингибитора. Выполняя свою защитную функцию, он переходит в неактивные формы. С другой стороны увеличение его концентрации приводит к коррозии алюминиевых сплавов и припоя. Выпадая в осадок, присадки оседают на стенках внутренних полостей системыохлаждения. В итоге, снижаетсяпропускная способность каналов и ухудшается теплоотвод. Альтернативой в случае использования традиционныхохлаждающих жидкостей может быть толькочастая замена ОЖ. Значительно лучше проблему защиты от коррозии всех металлов системы охлаждения решают охлаждающие жидкости с пакетами ингибиторов коррозии на основе композиции солеймоно- и дикарбоновыхкислот (карбоксилатная технология).Над этими рецептурами ряд ведущих производителейОЖработают уже с начала 90-х годов 20-говека.В составе ОЖнового поколенияразных производителейестьразличия,но принципиально этожидкости, которые существенно превосходят по своим эксплуатационным свойствам традиционные. Такие антифризы содержат в своем составе помимосинергетической композиции солей карбоновых кислот дополнительно ингибитор коррозии меди, антивспенивающую присадку и краситель. Они не содержат силикатов, нитритов, нитратов, фосфатов, боратов и аминов. Отличие в работе ингибиторов нового поколения посравнению с традиционными ингибиторами состоит в том, что они образуют значительно более тонкую защитную пленку на поверхностях материалов системы охлаждения. Расходование ингибиторов происходит только в случае возникновения очагов коррозии. С некоторой степенью приближения их можно считатьнерасходуемыми ингибиторами. И именно поэтому ОЖ нового поколения выдерживают сроки эксплуатации до 250 тыс. км для легковыхавтомобилей и 650тыс.кмдля грузовых (5 лет). Таким образом, можно сделать вывод, что и силикатный, и
карбоксилатный антифриз производятся на базе этиленгликоля (реже -пропиленгликоля). Однакосиликатный антифриз, защищая систему охлаждения от коррозии, в процессе эксплуатации покрывает всю внутреннюю ее поверхность тонким слоем накипи,что ухудшает теплообмен в системе охлаждения и снижает ее эффективность. Карбоксилатный же антифриз локализует коррозию тольков тех местах, где она появляется. Стоит отметить, что присадки к антифризам на основе карбоновыхкислот (технология OAT) все еще содержат некоторые традиционныеингибиторы коррозии, такие как толитриазол, для защиты«мягких» металлов (медь, латунь и др.), однако срок службы у них намного меньше чем у карбоксилатов. Карбоксилаты сами по себе при определенных условиях могут распадаться на бесполезные и даже вредные химические вещества, и они могут вступать в реакцию с традиционными антифризами (если их, например, смешают по ошибке) и образовывать соединения, которые уже не могут действоватькакингибиторы коррозии. Карбоксилатные антифризы на основе органических кислот имеют и другие недостатки, схожие с недостатками традиционных антифризовна основе неорганических солей. Например,они повреждают некоторые прокладочные материалы.В связи с этиммногие специалисты не рекомендуют их к использованию в дизельных двигателях. Также антифризына основе органических кислот обладают меньшей вязкостью, чем традиционные антифризы, вследствие чегоони чаще протекают.С другой стороны растворы с меньшей концентрацией в антифризах на основе органических кислот (менее вязкие), образуют меньше накипи,чемтрадиционныетипыантифризовс высокой концентрацией солей. Но в любом случае, по мнению большинства специалистов, карбоксилатная технология на данный момент является самой передовой, а карбоксилатные антифризы характеризуются наилучшими эксплуатационными характеристиками. В России с недавнеговремени также выпускаются карбоксилатные антифризы. В частности, к антифризам данного класса относятся «Sintec Euro» (Обнинскоргсинтез),«Cool Stream»(Техноформ), Felix (Тосол-Синтез),«Торса» (Булгар-Синтез), ISL (И.С.Лаборатория). В некоторых из этих продуктов карбоксилатная технология сочетается с традиционной. В составе таких антифризов отсутствуют нитриты, нитраты и амины (их заменяют соли карбоновых кислот), но имеются бораты и фосфаты. Такой синтез двух технологий позволяет увеличитьсрок службы антифриза лишь до 3 лет. И все же данные жидкости намноголучше охлаждающих жидкостей, изготовленных постандартам ASTM D3306. В Россию присадки для производства охлаждающих жидкостей поставляют крупные иностранные концерны: BASF, Arteco, Hi-Gear. Около 90% российского рынка присадокдля антифризов составляет продукция BASF, поставляющего различные модификации пакета присадокGlysantin. В большинстве случаевпакет присадокпоставляется в растворе этиленгликоля. Химический состав их не разглашается.В технической характеристике приводятся по большей части общие данные. В России пока нет подобных разработок. Создание пакета присадок такого уровня очень длительное и дорогостоящее мероприятие.Проведение всего комплекса испытаний требует серьезной научной и технической базы, владение методиками экспресс-оценки, которые у нас отсутствуютв силу невостребованности и ввиду отставания нашего автопрома от мирового уровня. Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
www.akpr.ru