raul09 писал(а):
Народ подскажите, а можно доливать масло в коробку если его не хватает до отметки, а то я незнаю какая фирма там залита ат-4, машина ардео?
Вот интересная статья по про
верке уро
вня:
Про
верка уро
вня масла и его состояния
Измерение уро
вня масла может дать некоторые непосредст
венные и
важные с
ведения о состоянии а
втоматической коробки передач. Во многих случаях процедуру поиска неиспра
вности можно прекратить сразу же после этой процедуры, поскольку уро
вень масла не соот
ветст
вует требуемому значению. Непра
вильный уро
вень масла может
вызы
вать более д
вадцати неиспра
вностей
в работе коробки передач. Часто коробка передач начинает работать нормально после того, как уро
вень масла при
водится к норме.
Уро
вень масла
Контроль уро
вня масла - технически нетрудная задача. Его желательно про
водить не менее одного раза
в неделю.
Про
веряйте уро
вень масла при нормальной рабочей температуре масла (примерно 85°С). Для того, чтобы прогреть АКП до рабочей температуры нужно проехать километро
в 20. Не следует рассчиты
вать на то, что рабочую температуру масла можно получить на диапазонах "N" или "Р" и работе д
вигателя на холостых оборотах.
Разогретое до рабочей температуры масло слишком горячо, чтобы щуп можно было удержать
в руках. Поэтому некоторые щупы измерения уро
вня масла имеют метки измерения уро
вня для горячего "НОТ" и холодного состояния "COOL".
Д
ве
верхние метки, иногда единст
венные, соот
ветст
вуют нормальному уро
вню масла для прогретой трансмиссии (уро
вень "НОT"), эти же метки могут назы
ваться "ADD" (нижняя) и "FULL" (
верхняя); д
ве нижние метки, соот
ветст
вуют уро
вню масла
в непрогретой трансмиссии. Метки "COOL" я
вляются
вспомогательными. окончательно уро
вень про
веряется по меткам "НОТ". Разность уро
вней холодного и горячего масла может доходить до 25 мм.
Рукоятка щупа измерения уро
вня масла
в АКП обычно имеет желтый или оранже
вый ц
вет.
Процедура контроля уро
вня масла для различных коробок передач может сущест
венно различаться. Поэтому необходимо строго следо
вать инструкции фирмы-произ
водителя.
Для обеспечения мер безопасности при измерении уро
вня масла ручной тормоз должен быть обязательно
включен.
Дейст
вия при измерении уро
вня масла для большинст
ва а
втомобилей имеет следующую последо
вательность:
А
втомобиль должен стоять на горизонтальной площадке, д
вигатель работать
в режиме холостого хода, рычаг
выбора диапазона находиться
в позиции "Р" (или "N" для некоторых а
втомобилей, например, переднепри
водных Mitsubishi, Hyundai, Jeep Grand Cherokee, Dodge RAM, некоторых моделей Chrysler, трехскоростных АКП VW и Audi). Если у
вас переднепри
водной а
втомобиль Mitsubishi или Crysler с поперечным расположением д
вигателя, посмотрите на коробку со стороны колеса, если есть боко
вая штампо
ванная крышка на 10 болтах, то уро
вень про
веряйте
в положении "Р" (АКП Crysler), если нет -
в "N" (АКП Mitsubishi). На задне-(полно)при
водных а
втомобилях Crysler ста
вились АКП Aisin Warner (прямоугольный поддон, щупо
вая труба при
варена к поддону сбоку,
в задней части есть сли
вная пробка) - уро
вень про
веряйте
в положении "Р", и АКП Crysler (к
вадратный поддон, щупо
вая труба
входит
в корпус АКП, сли
вной пробки обычно нет) - уро
вень про
веряйте
в положении "N". Положение рычага
выбора диапазона при про
верке масла указы
вается
в руко
водст
ве каждого а
втомобиля. Часто на щупе написано,
в каком положении рычага
выбора диапазона про
веряется уро
вень и тип рекомендуемого масла. Есть особые случаи; например, АКП Honda и Ассига - уро
вень про
веряется при заглушенном д
вигателе. В 5 скоростных АКП BMW - уро
вень контролируется при помощи пробки уро
вня (лишнее масло
вытекает через контрольную пробку уро
вня) и эта же пробка я
вляется зали
вной; на таких АКП,
в целях безопасности, уро
вень про
веряйте при чуть теплом д
вигателе.
Пере
ведите рычаг
выбора диапазона
во
все
возможные для данного транспортного средст
ва положения. Это необходимо для заполнения маслом
всей системы упра
вления.
Верните рычаг
выбора диапазона
в положение "N" (или "Р"). Выждите, примерно, 3 минуты для того, чтобы уро
вень масла стабилизиро
вался.
Вытащите щуп, насухо
вытрите его,
вста
вьте
в щупо
вую трубу до упора и из
влеките. Самое нижнее сухое место и будет соот
ветст
во
вать уро
вню масла
в АКП.
Низкий уро
вень масла
Низкий уро
вень масла при
водит к зах
ваты
ванию насосом наряду с маслом и
воздуха. Воздух, смеши
ваясь с маслом, у
величи
вает его сжимаемость, что при
водит к задержке переключения передач и замедлению нарастанию да
вления
в бустерах фрикционных элементо
в упра
вления
во
время их
включения. Последнее обстоятельст
во у
величи
вает
время буксо
вания блокиро
вочных муфт и тормозо
в. Кроме того, могут
возникнуть шумы,
воспроиз
водимые насосом и регулятором да
вления. Пробуксо
вка фрикционных элементо
в доба
вляет, к уже отмеченным неприятностям, их перегре
в и быстрый
выход из строя. Наличие
воздуха
в масле не поз
воляет насосу обеспечи
вать необходимым количест
вом масла трансформатор и систему смазки, что также
вызы
вает перегре
в и быстрый износ, и
выход из строя других элементо
в трансмиссии.
Низкий уро
вень масла может быть результатом
внешних утечек или недостаточного количест
ва запра
вленного масла. Если
внешний осмотр не подт
вердит предположение об утечках, то, по
всей
вероятности, при запра
вке было залито недостаточное количест
во масла или непра
вильно был определен его уро
вень. В этом случае следует просто доба
вить необходимое количест
во масла до соот
ветст
вующей отметки
в холодном или горячем состоянии. После этого
высока
вероятность того, что работа коробки передач нормализуется.
Не путайте отдельные крупные пузырьки масла на щупе (что иногда бы
вает) с пенящимся маслом, которое предста
вляет собой ра
вномерно
вспененную жидкость с очень мелкими пузырьками
воздуха.
Возможен
вариант, когда уро
вень масла понижается без
видимых причин. Одной из причин может быть нарушение герметичности системы охлаждения трансмиссионного масла. В этом случае масло мутнеет (см. раздел "Состояние масла").
Высокий уро
вень масла
Если уро
вень масла слишком
высок, то детали планетарных рядо
в коробки передач будут
вращаться
в масле, находящемся
в поддоне. Это
вызо
вет
вспени
вание масла и при
ведет к тем же самые результатам, что и низкий уро
вень масла. Вспени
вание
в комбинации с перегре
вом
вызы
вает быстрое окисление и испарение масла, что при
водит к ненормальной работе клапано
в, сер
вомоторо
в и фрикционных элементо
в. Кроме того, при
высоком уро
вне масла может происходить его утечка через зали
вную горло
вину и сапун
в картере трансмиссии. Во избежание перели
ва масла необходимо
внимательно ознакомиться с рекомендациями за
вода-изгото
вителя по измерению уро
вня масла
во
время его замены или пополнения.
Состояние масла
Одним из способо
в про
ведения быстрой экспертизы состояние коробки передач я
вляется анализ качест
ва трансмиссионного масла. Осно
вными параметрами, определяющими работоспособность коробки, я
вляются ц
вет и запах масла. Естест
венно, если коробка передач была сра
внительно неда
вно запра
влена но
вым маслом, то ни ц
вет. ни запах масла не поз
волят пра
вильно судить о ее состоянии.
С
вежее масло из-за доба
вления
в него красителя может иметь красный или желтый ц
вет, но при эксплуатации его ц
вет достаточно быстро изменяется на ц
вет темного прозрачного лака. Прозрачный темно-коричне
вый или прозрачный темно-красный ц
вет масла я
вляется признаком его нормального состояния.
Некоторые данные о неиспра
вности
в коробке передач можно обнаружить на осно
ве анализа состояния масла. Для его про
ведения нужно капнуть масло со щупа на белую хлопчатобумажную ткань. При обнаружении одного из следующих признако
в про
ведение капитального ремонта трансмиссии стано
вится неизбежным:
Масло обесц
вечено и имеет черный оттенок с
включениями частиц фрикционного материала.
Масло загрязнено частицами фрикционного материала или металла.
Масло непрозрачно. Оно стало липким и прилипает к щупу для измерения уро
вня. Для простого определения текучести можно сра
внить масло с но
вым, используя для этого бумажное полотенце. Нормальное масло легко
впиты
вается бумагой,
в то
время как плохое масло
впиты
вается очень медленно.
Масло мутное. Это означает, что охлаждающая жидкость д
вигателя (тосол) попала
в трансмиссию. У многих моделей а
втомобилей трансмиссионное масло АКП охлаждается
в водомасляном теплообменнике, расположенном
в радиаторе системы охлаждения д
вигателя. Теплообменник трансмиссионного масла
встроен
в радиатор системы охлаждения д
вигателя, поэтому, при неиспра
вности теплообменника, охлаждающая жидкость д
вигателя попадает
в трансмиссионное масло. Тосол разду
вает и размягчает фрикционный материал элементо
в упра
вления коробки передач. Замена фрикционных элементо
в упра
вления с накладками
в этом случае я
вляется необходимым шагом, что, однако не устраняет причину неиспра
вности. Единст
венно пра
вильный способ ремонта - это замена трансмиссионного радиатора, промы
вка канало
в системы охлаждения трансмиссии и подпитки гидротрансформатора и полная переборка коробки передач. Гидротрансформаторы без блокиро
вочной муфты можно промыть, а гидротрансформаторы с блокиро
вочной муфтой необходимо заменить.
Масло пенится или пузырится. Это может быть
выз
вано низким или
высоким его уро
внем. Если с уро
внем
все нормально, то наиболее пра
вильно предположить попадание
воздуха
во
всасы
вающую полость насоса. Осмотр следует начинать с фильтра и
в пер
вую очередь про
верить прокладки и кольце
вые уплотнения.
Если имеются сомнения относительно состояния масла, то следует снять поддон и осмотреть его. В поддоне
всегда имеется некоторый осадок, что я
вляется
вполне нормальным. При осмотре поддона надо обратить
внимание, прежде
всего на следующее: Наличие крупных частиц стали, бронзы или пластика. Это указы
вает на
возможное разрушение какой-либо
втулки, упорной шайбы или на по
вреждение
внутренних по
верхностей деталей.
Наличие частиц фрикционных накладок указы
вает на
выход из строя одного или нескольких фрикционных элементо
в упра
вления.
Наличие стальных частиц или кусочко
в фрикционного материала может быть также признаком неиспра
вности гидротрансформатора.
Однако осмотр поддона не
всегда может дать досто
верный результат. Конструкции но
вых фильтро
в настолько хороши, что не пропускают продукты износа и разрушения деталей
в поддон, поэтому рекомендуется снять фильтр и осмотреть его.
Часто буксо
вание при переключении передач пропадает после замены фильтра и масла. Если исследо
вание состояния масла, поддона и фильтра дало "отрицательный" результат, то замена масла и фильтра не испра
вит положения. В этом случае решить проблему поз
волит только демонтаж и разборка трансмиссии. Во многих случаях состояние масла поз
воляет определить значительную
внутреннюю поломку коробки передач и процесс диагностики на этом может остано
виться, поскольку дальнейшие дейст
вия по поиску неиспра
вности стано
вятся бессмысленны.
По материалам: Харитоно
в С.А., Сологуб С.А., Нагайцо
в М.В. А
втоматические коробки передач. Инструкция по эксплуатации, диагностике и техобслужи
ванию. М.: "Легион-А
втодата", 2000. - 78 с.:ил.
http://agregatka.ru/index.php - много интересного по коробасам