QQZ писал(а):
Сегодня обнаружил, что у меня расширительный бачок пустой.
Как слить остатки старого антифриза?
Какой все же купить антифриз?
Как сделать промывку?
Че выйдет по деньгам?
Расширительный бачок пустой- это еще не катастрофа, на холодном движке (
иначе можешь обжечься - на горячем антифриз под давлением) открути пробку радиатора и посмотри что бы там уровень был под горлышко. Но надо тщательно отыскать место или причину утечки.
И долей в расширительный бочек тот же антифриз что и в системе залит. Не смотря на надписи на упоковках,
смешивать вообще не желательно разного типа антифризы и разного производителя, делать это надо в крайнем случае и
на основе этелингликоля.
Доливать лучше не концентрат, а разбавленную с дистилатом смесь, потому что если превысить процент содержания концентрата в дистилрованной воде то морозоустойчивость и теплопроводимость падает.
Разбавляют антифриз всегда дистилированной водой (маноловские концентраты допускается разбавлять кипяченной водой), 50х50 дает температуру начала кристализации -38 градусов почти у всех прозиводителей и хорошую теплопроводимость, рекомендуется для средних широт где зимы не холодные.
33% дистилированной воды и 66% концентрата уже дают температуру начала кристализации -60 гр., так желательно разбавлять тем кто живет на холодном севере где температура опускается до -50 гр. и то так сильно бодяжить надо только с учетом того, что после промывки системы дистилированной водой, вся вода не сольется и в системе все равно останется немного воды, которая ещё больше разбавит концентрат. Вообще антифриз полностью никогда не замерзнет, он и в -70 гр. только закристализуется и станет похож на леденную кашецу.
Желатально промывать радиатор таким образом: залить в старый антифриз промывку, а есть много промывок которые заливаются только в воду, поэтому придется сливать несколько раз воду, так вот, промыть промывкой все отложения в системе - грязь, куски метала, известковые, масленные и др. отложения. Потом слить и залить дистилата и еще промыть систему и только потом заливать новый антифриз.
А можно даже после слива старого антифриза с промывккой, заехать на мойку, снять два шланга идущие на печку и промыть КЕТЛЕРОМ отдельно радиатор печки
под не очень сильным напором воды (что бы соты не повредить)
Желательно конечно заливать
Тойотовский красный концентрат TLLC на основе этелингликоля , предварительно разбавив дистилатом в нужных пропорциях.
Прмерно 4 литра концентрата стоят 1300 руб. При этом гарантируется полная совместимость.
А если денег не так много тут уже на свое усмотрение, к примеру недорогой немецкий Манол-SCT рекомендует свой концентрат для Тойот
синий AG11 (а я раньше чем узнал это - уже купил
Манол красный AF12). Вообщем то люди льют и отечественный AGA и сразу ничего не ломается, это только со временем скажется.
У всех жидкостей разные присадки- щелочные, антипенные, смазывающие помпу, по разному взаимодействующие с медью, резиной, аллюминием, металлом.
------------------------------------------------
Назначение антифриза
По причине выделения значительного тепла при сгорании топлива и от действия сил трения автомобильные двигатели нуждаются в эффективной системе охлаждения. В основном тепло отводится через радиатор системы охлаждения, а теплоносителями являются жидкости, циркулирующие через него и двигатель. Автомобильные двигатели воздушного охлаждения (например, VW Beetle), начиная с некоторого времени, перестали представлять коммерческий интерес. Главным образом, это обусловлено требованиями защиты окружающей среды.
Количество теплоты, передаваемой системой охлаждения двигателя, значительно. Известно, что третья часть тепловой энергии от сгорания топлива должна быть рассеяна охлаждающей жидкостью, в то время как пригодная для использования энергия на коленчатом вале двигателя составляет только одну четверть этой тепловой энергии в бензиновом двигателе или одну треть - в дизельном.
Охлаждающие жидкости
Старейшей охлаждающей жидкостью, порой использующейся и сегодня, является вода. В природной воде растворены соли и минералы. Соли (преимущественно кальция и магния) в совокупности с хлоридами и сульфатами (в меньшей степени) обусловливают жесткость воды. Карбонатная жесткость воды приводит к образованию осадка в форме нетвердых отложений (взвеси) или накипи на металлических поверхностях системы охлаждения.
Солевые теплоизоляционные накипи снижают теп-лоотвод от тех частей системы охлаждения, которые особенно нуждаются в этом, что может вызвать серьезные проблемы, например, заклинивание поршня или образование трещин в блоке цилиндров. Кроме того, свободные сульфаты и хлориды приводят к увеличению коррозии металлов системы охлаждения. Но наиболее важные недостатки воды как хладагента заключаются в том, что она превращается в лед при 0°С, кипит при 100°С (при нормальном атмосферном давлении) и испаряется из открытых систем при температуре меньше 100°С.
Для увеличения температуры кипения, системы охлаждения двигателя герметизируют. Однако существенно увеличить температуру кипения благодаря такому поддавливанию нельзя по той простой причине, что не все части системы охлаждения выдерживают большое давление, например, шланги, резиновые уплотнения и радиатор, изготовленный из меди, латуни или алюминия с применением мягкого припоя.
Точку замерзания воды в свое время снижали, добавляя одноатомные спирты (метиловый, этиловый, изопропиловый). Однако все они имеют очень низкую температуру кипения (65-82°С), поэтому в настоящее время не используются. Высококипящий глицерин (290°С) также не используется по причине плохих низкотемпературных свойств (высокая вязкость при низкой температуре и, как следствие, плохая прока-чиваемость).
Наиболее полно и корректно исправить недостатки воды и при этом не лишить ее достоинств позволяет водно-гликолевая смесь. Она представляет собой водный раствор этиленгликоля (этиленгликоль или моноэтиленгликоль - двухатомный спирт, бесцветная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость с плотностью 1,112-1,113 г/смЗ при 20°С и температурой начала кипения около 195°С, замерзания -12...13°С. Ядовит и может проникать в организм через кожу. Наиболее опасен, если его выпить (смертельная доза 35 см3). Раствор агрессивен к материалам деталей системы охлаждения (сталь, чугун, алюминий, медь, латунь, припой), поэтому в охлаждающей жидкости присутствует комплекс противокоррозионных (ингибиторов), антивспенивающих и стабилизирующих присадок.
Плотность, температура замерзания и кипения ОЖ взаимосвязаны с концентрацией этиленгликоля в ней. Эти зависимости у разных жидкостей могут существенно отличаться друг от друга. Необходимо также учитывать, что качество используемой воды существенно влияет на эффективность присадок, входящих в состав охлаждающей жидкости.
В ГОСТ 28084 указано, что для разбавления концентрата ОЖ используют дистиллированную воду, конденсат и пресную воду общей жесткости до 6,0 моль/мЗ. ASTM D 3306 рекомендует для приготовления растворов муниципальную (обработанною) или природную воду с небольшим содержанием минеральных веществ.
Срок службы ОЖ
При эксплуатации охлаждающая жидкость стареет - концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно коррозируют. Ресурс жидкости прямо зависит от ее качества и пробега автомобиля.
Старение происходит особенно интенсивно, если в систему охлаждения попадают отработавшие газы или воздух. Поэтому нужно чаще проверять места возможных утечек жидкости, а также состояние и крепление шлангов. Срок замены антифриза предписывает автозавод или изготовитель ОЖ, Но иногда жидкость стареет раньше. При этом:
- образуется желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного бачка, при незначительной отрицательной температуре (-1О...15°С) заметно помутнение (иногда как легкое облачко), выпадает осадок, а также чаще прежнего срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появился хотя бы один из этих признаков, антифриз нужно сменить;
- жидкость становится рыже-бурой, значит, детали системы уже коррозируют. Такую охлаждающую жидкость нужно немедленно заменить независимо от того, сколько она прослужила. Плотность, температуры замерзания и кипения ОЖ, концентрация этиленгликоля в ней взаимосвязаны. Эти зависимости у разных жидкостей на основе этиленгликоля могут немного отличаться друг от друга.
В эксплуатации плотность ОЖ проверяют ареометром. Плотность косвенно указывает температуру начала кристаллизации (застывания) и кипения.
Совместимость охлаждающих жидкостей
Уровень жидкости в системе охлаждения может стать меньше из-за испарения воды или утечек.
В первом случае нужно долить дистиллированную, а если ее нет, прокипяченную (около 30 мин) воду, во втором - охлаждающую жидкость той же марки.
Отечественные ОЖ, произведенные разными изготовителями по одним техническим условиям, допустимо смешивать. Однако если номера ТУ не одинаковы, лучше этого не делать. Компоненты комплексов присадок могут прореагировать друг с другом и потерять свои полезные свойства. Поэтому в безвыходном положении лучше долить воду, а потом заменить всю жидкость в системе.
Влияние антифриза на склонность двигателя к перегреву
Температура кипения ОЖ-40 (44% воды и 56% эти-ленгликоля) при атмосферном давлении не менее 108°С. В предкипящем состоянии уже образуются паровые пробки, нарушающие нормальную циркуляцию в системе охлаждения. Это может спровоцировать перегрев двигателя. При постоянной эксплуатации машины в тяжелых условиях (городские пробки, песчаные дороги, грязь, снег) желательно применять антифриз с повышенной (хотя бы на пару градусов) температурой кипения соответственно с более высокой плотностью. Охлаждающая жидкость ОЖ-65 (35% воды и 65% этиленгликоля) кипит при температуре выше 110°С (при атмосферном давлении).
В традиционных охлаждающих жидкостях, к числу которых относится и Тосол, защиту металлов от коррозии обеспечивают силикаты, бораты, нитриты и др. Существуют рецептуры, где эту функцию выполняют фосфаты, амины и некоторые органические соединения. Выпускаемые сегодня в России охлаждающие жидкости отличаются по составу от первоначального варианта Тосола, который был создан специально для первых Жигулей. Однако, принципиальных отличий, к сожалению, нет, это, как и раньше, традиционная рецептура.
Метасиликат натрия, который многие используют для защиты алюминиевых сплавов, является достаточно эффективным ингибитором, но для современных двигателей с более высокими рабочими температурами и более плотными тепловыми потоками уже не очень подходит. Даже если использовать стабилизаторы силиката, полностью преодолеть проблему образования геля, который может приводить к закупорке радиатора, не возможно. Кстати, практически ни один отечественный производитель ОЖ не использует стабилизатор силиката.
В качестве ингибитора кавитационной коррозии в традиционных рецептурах обычно используют нитрит. Помимо того, что он может взаимодействовать с аминами и образовывать канцерогенные вещества, он имеет и другие недостатки. Главный недостаток – это быстрое расходование ингибитора. Выполняя свою защитную функцию, он переходит в неактивные формы. С другой стороны увеличение его концентрации приводит к коррозии алюминиевых сплавов и припоя. В Западной Европе и Северной Америке выпускаются специальные дополнительные пакеты ингибиторов коррозии для коммерческого транспорта, а также тестовые наборы для мониторинга содержания быстро расходуемых ингибиторов. Это значительно усложняет обслуживание грузовых автомобилей и автобусов, но альтернативой в случае использования традиционных охлаждающих жидкостей может быть только частая замена ОЖ. Из этого следует вывод для наших автохозяйств, если они применяют Тосол, то менять его нужно очень часто (при больших пробегах это может быть два раза в год). Дополнительных пакетов присадок и, тем более, тестовых наборов у нас никто не предлагает.
Значительно лучше проблему защиты от коррозии всех металлов системы охлаждения решают охлаждающие жидкости - антифризы нового поколения с пакетами ингибиторов коррозии на основе композиции солей моно и дикарбоновых кислот (карбоксилатная технология). Над этими рецептурами ряд ведущих производителей ОЖ работают уже с начала 90-х. В составе ОЖ нового поколения разных производителей есть различия, но принципиально это жидкости, которые значительно превосходят по своим эксплуатационным свойствам традиционные.
Такие антифризы ОЖ содержат в своем составе помимо синергетической композиции солей карбоновых кислот дополнительно ингибитор коррозии меди, антивспенивающую присадку и краситель. Они не содержат силикатов, нитритов, нитратов, фосфатов, боратов и аминов.
Отличие в работе ингибиторов нового поколения по сравнению с традиционными ингибиторами состоит в том, что они образуют значительно более тонкую защитную пленку на поверхностях материалов системы охлаждения. Расходование ингибиторов происходит только в случае возникновения очагов коррозии. С некоторой степенью приближения их можно считать нерасходуемыми ингибиторами. И именно поэтому ОЖ нового поколения выдерживают сроки эксплуатации до 5 лет. При этом, очень важно иметь ввиду, что в пределах рекомендованного срока эксплуатации эти жидкости обеспечивают более высокую эффективность защиты всех материалов системы охлаждения, чем традиционные, эффективность которых быстро падает по мере расходования ингибиторов. Кроме того, более тонкие защитные пленки ОЖ нового поколения делают более эффективным теплообмен между двигателем и системой охлаждения.
Некоторые российские компании уже выпускают в небольших объемах ОЖ с использованием импортных пакетов ингибиторов коррозии по карбоксилатной технологии. Однако, это делается на старом оборудовании и без какого-либо участия компаний, являющихся носителями этих «ноу-хау».
Иногда можно услышать, что в России создана охлаждающая жидкость, которая не уступает, а иногда пишут, что и превосходит зарубежные аналоги по своим эксплуатационным свойствам. К такой информации нужно относиться осторожно. Разработка рецептур ОЖ нового поколения – это процесс, который требует и времени и значительных материальных вложений. Ни один российский производитель ОЖ не в состоянии сегодня выполнить такую работу.
важный момент: увеличение доли концентрата в антифризе свыше 50% не приведет к уменьшению температуры замерзания, а, наоборот, приведет к ее увеличению, скажем, до -35 С. Хотя, при этом улучшатся общие защитные свойства раствора.
----------------------------------------------------------------
Что бы слить антифриз надо открыть кранчик
на радиаторе справа снизу и желательно еще сверху или пробку сверху, что бы лучше слилось.
А так же из ямы снизу со стороны кабины (во всяком случае на 1ZZ так) подлезть к блоку двигателя и подорвать немного сливной болтик
на блоке целиндров. Можно трубочку одевать на кранчики и болтики что бы не разбрызгивалось во все стороны и в ведерко сливалось. В системе примерно 7 литров, полностью все не сольется полюбому что то останется.
-------------------------------------------------
Заливать новый антифриз через пробку радиатора. Когда заливаешь что бы воздух выходил и быстрее заливалось надо открутить на радиаторе сверху кранчик или снять шланг сверху пока от туда не пойдет антифриз. Когда уровень перестанет уходить, с открытой крышкой радиатора, завести двигатель и подливать, шланги прожимать, подгазовывать, через минут пять крышку закрыть. Желательно тряпками рядом все обложить - проливаться будет.
В бачок до середины то-же потом налить надо.
Смысл такой - когда уровень на заведенном двигателе перестанет уходить, надо закрыть крышку радиатора и газовать что бы открылся термостат и все пошло по большому кругу для лучшего заполнения. Надо убедиться что все шланги, в том числе и на печку -
горячие,
что нет воздушной пробки в системе.
Возможно прийдется газовать
сильно и долго, можно и заехать мордой на пригорок что бы радиатор стал самой высокой точкой и туда весь воздух переходил.
Надо будет поездить и потом на следуюший день на холодную проверить уровень в радиаторе.