* Поиск по сайту Вверх Вниз



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ВСЕ ПРО БЕНЗИН ....
СообщениеДобавлено: 16 июн 2007, 03:32 
Не в сети
Местный
Местный
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 янв 2006, 04:00
Сообщения: 10044
Тем: 182
Откуда: ХМАО Роман
Машина: др. неЯпонка
О машине: Volkswagen Tiguan
Репутация: 710
Рекламные ссылки. Показывается только незарегистрированным пользователям


http://www.zr.ru

ТАЙНА ДВУХ ОКТАНОВ
Максим Сачков
За рулем №1 2005
Статью прочитали 741 раз
страница 1

Идея созрела на заправке, где владельцы двух одинаковых «десяток» почти синхронно подъехали к разным колонкам: на одной значилось «92», на другой, соответственно, «95». Что получает и чего лишается водитель, выбирая один из этих сортов бензина?

В «курилке» мнения коллег разделились – часть утверждала, что никакой разницы в поведении машины нет, другие настаивали на обратном. Подогрел интерес мой знакомый – владелец неновой иномарки, часто заправляющий ее «девяносто пятым» (хотя в руководстве по эксплуатации записано топливо с более низким октановым числом). Мол, АИ-95 чище, да и едет машина лучше. Стало ясно, что спор рассудят только замеры на полигоне.
ЗАЛИВАЮ В БАК БЕНЗИН…
Чтобы испытания были корректными, сперва убедимся, что топливо соответствует заявленному октановому числу. Поэтому бензин, купленный на именитой АЗС, отправили на независимую экспертизу. Специалисты вынесли вердикт: в канистре с АИ-92 залит стопроцентный «девяносто второй», а детонационная стойкость топлива из другой емкости составляет 94,9. Ничтожный недобор в одну десятую на чистоту эксперимента не повлияет.
Для испытаний выбрали VAZ 21103 – завод обязывает владельцев этой модели заправляться АИ-95, а «девяносто второй» поставлен вне закона. Однако предписанию следуют далеко не все – из десяти «сто третьих», дай бог, пара поинтересуется высокооктановым топливом. Впрочем, об этом чуть позже.
Программа испытаний стандартная – с помощью измерительного комплекса «Корсис» фиксируем разгонную динамику, максимальную скорость, эластичность автомобиля на бензине АИ-92 и АИ-95. Дополнительно сравним и расходы горючего – для этого к топливной магистрали подключим топливомер. Разницу проще всего уловить в установившихся режимах движения – на пятой передаче при скоростях 60, 90 и 120 км/ч.
ПО ПРИБОРАМ И УЧЕБНИКАМ
Судя по результатам (см. табл. замеров), правы оказались как скептики, так и оптимисты. Лучшие разгон, эластичность и максималку «десятка» показала на бензине АИ-95. Разница в показателях заметна, хотя значительной ее не назовешь. Дополнительные 2,1 км/ч максимальной скорости под силу засечь только точному измерительному прибору, как, впрочем, и 0,8 с при разгоне до сотни. Вероятно, водитель почувствует небольшие изменения в поведении автомобиля – на «девяносто пятом» VAZ 21103 едет немного ровнее и увереннее. Разницу же в потреблении бензина уловить не удалось – сотые доли литра, скорее, допустимая погрешность измерений.
Реальные показатели нетрудно объяснить с точки зрения теории. Электронные системы управления двигателем, в том числе на тестовом VAZ 21103, включают датчик детонации, который корректирует угол опережения зажигания. При работе мотора на высокооктановом бензине АИ-95 блок управления увеличивает опережение зажигания, при этом изменяются значения многих параметров, определяющих мощностные и экономические показатели. Другими словами, теоретически на высокооктановом бензине расход немного снижается, мощность и крутящий момент растут.
В нашем случае высокооктановый бензин добавил киловатты и ньютон-метры, которые повлияли на динамику VAZ 21103. Вполне вероятно, что у автомобиля какой-нибудь другой марки заметнее окажется разница в расходах, нежели в мощностных показателях. В любом случае поймать ее смогут лишь приборы – на глазок все будет примерно одинаковым!
НЕ НАВРЕДИ!
VAZ 21103 съедает на 100 км в среднем около 8 л бензина. Значит, если заливать «девяносто пятый», то каждая тысяча километров при нынешней разнице в ценах на АИ-92 и АИ-95 обойдется на 80 рублей дороже. При среднестатистическом пробеге 20 тыс. км за год в баке растворятся лишние 1600 рублей. Относительно общих затрат на топливо – деньги небольшие. Но список дополнительных расходов еще не исчерпан.
Некоторые автолюбители прямолинейно полагают: чем выше октановое число, тем горючее лучше. Многолетняя эксплуатация редакционных автомобилей на разных сортах бензина доказала, что АИ-95 (тот, который предлагают на обычных российских заправках) быстро выводит из строя свечи зажигания. На некоторых машинах их приходится менять каждые 3–5 тыс. км. Это подтверждают и специалисты по ремонту автомобилей. Прикиньте стоимость деталей и работ по замене и решите – стоит ли игра… свеч?
Если степень сжатия в цилиндрах ниже 10,5, а двигатель оснащен впрыском топлива и обратной связью по зажиганию (читай, датчиком детонации) – его можно кормить «девяносто вторым». Ничего дурного не случится – во всяком случае, из-за недостающих октановых единиц. Угол опережения зажигания корректируется в довольно широких пределах, так что агрегат безболезненно переварит бензин с невысоким октановым числом.
Все редакционные «десятки» с 8- и 16-клапанными двигателями отходили ресурсные испытания на топливе АИ-92. Мы предпочли проиграть «светофорные гонки» (хотя и это еще вопрос!), чем переплачивать за бензин.
Россия старается быть похожей на Европу, где большинство автомобилей переводят на высокооктановое топливо. Отлично! Но не стоит забывать, что качество европейского бензина заметно выше нынешнего российского. Конечно, к рекомендациям производителя надо прислушиваться. Если в руководстве по эксплуатации записан только АИ-95, то по крайней мере в гарантийный период лучше выполнять требование завода. Иначе у дилера будет повод лишить вас гарантии. Дальше – думайте сами. Исходные данные и алгоритм для решения этой задачи изложены выше.

ЗА РУБЕЖОМ
Немецкие коллеги из журнала «Аутобильд» тоже испытывали автомобили на разном топливе. Вот их мнение: «Как правило, большинство моторов, выпущенных в последние 14 лет и рассчитанных на бензин «Суперплюс» (октановое число 98), оснащены датчиком детонации. Поэтому спокойно переваривают топливо с более низким октановым числом – «Супер» («95-й») и «Нормаль» («92-й»). При этом расход возрастает примерно на 5%, а мощность на столько же падает. Но можно заявлять уверенно, что двигатель не выйдет из строя».

=======================

ГОРЮЧИЕ СЛЕЗЫ
ZR.RU
За рулем №12 2003
Статью прочитали 170 раз
страница 1

ТЕХПОМОЩЬ

Следопыты

ПРОВЕРЯЕМ КАЧЕСТВО БЕНЗИНА

ГОРЮЧИЕ СЛЕЗЫ

АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Залить в бак своего автомобиля вместо бензина нечто горючее случается даже в Москве. Недаром у каждого обывателя есть "своя" проверенная АЗС. Но когда колесишь вдали от любимого шланга, поневоле приходится лить, что дают. А что же "дают"?
Типичный маршрут среднерусского путешественника - на юг, к морю по федеральной трассе М4 "Дон". Посмотрим, велик ли риск отравить любимого "коня" ядовитым бензином на этой дороге вокруг Ростова.
ЗАКОН, ЧТО ДЫШЛО
Изъятие проб топлива - акт процессуальный: здесь полагаются понятые, мундир с погонами и соответствующее удостоверение госслужащего. "Корочки" журналистов тут не годятся - не тот статус.
Чтобы обрести подходящий, мы обратились за помощью к профессионалам - в Ростовский Центр стандартизации. Начальник отдела Госнадзора Е. Швыдко сотрудничать согласился охотно. Ведь вместе легче бороться с проблемами. А накопилось их немало.
Корни многих - в законодательстве. Прежде было проще. На топливо выдавали сертификат соответствия и паспорт, своеобразный знак качества. Висели они в "красном углу" любой АЗС. Недобросовестных заправщиков по этим бумагам легче было поймать за руку. Ныне отловить бодяжника куда труднее: в новом законе "О техническом регулировании" (в нем наши национальные стандарты приведены в соответствие с мировыми) в документах всего несколько параметров, о качестве - ни единого слова!
Ведь при капитализме его регулирует рынок, а государство лишь присматривает. Оно следит, чтобы выпускаемая продукция не угрожала жизни, здоровью, имуществу граждан и окружающей среде. Остальное - личное дело потребителя. Не нравится товар - покупай у конкурента.
Впредь и у нас госорганы будут контролировать только октановое число, концентрацию свинца, массовую долю серы, содержание марганца, объемную долю бензола и фракционный состав топлива. Вывешивать результаты таких исследований в окошке АЗС бессмысленно: без спецподготовки не разберешься. Что до присадок - лей, хоть залейся. Замешивай любой суррогат, лишь бы сера да бензол (и пр.) были в норме. А каково будет мотору, никого не волнует. Уже сегодня от переизбытка добавок свечи зажигания теряют потенцию после нескольких тысяч километров пробега. Ждать, что завтра они устоят дольше, наивно. (Подробнее о влиянии ферроценов - в материале А. Лебедева "Рыжая беда" - ред.)
Следующий "подарок" правительства - введение нулевого акциза на прямогонный бензин (то есть через бухгалтерию потребитель его проводит, но налог при покупке не платит). Несмотря на название, этот промежуточный продукт перегонки нефти топливом не является. Но легко может быть выдан за него после небольшой предпродажной подготовки. Рецепт прост.
Бухнул в "прямогонку" дешевую присадку, перемешал - готов суррогатный "76-й". Плеснул ее в товарный "92", добавил той же присадки от души, есть бодяжный "95". Торгуй и радуйся, получай прибыль от экономии на акцизе! Ездить на этой жиже автомобиль будет, только для мотора она, как для человека неочищенный самогон. Пить противно, но надо, а наутро жить не хочется.
Впрочем, есть и другие, нелегальные способы обогатиться. К примеру, подключить колонку к "чужой" емкости. Отъехал водитель пару километров от заправки и чувствует - не едет машина, будто сглазили! Это потому, что вместо "95-го" реально влили "92-й", а то и вовсе "76-м" подменили. Правды не найти. Пожаловаться контролирующей организации? Так у нее не то что на экспертизу, на зарплату сотрудникам бюджетных средств не хватает. А без бумажки "бензиновых королей" не проймешь. Они народ грамотный, закон нарушают сознательно, просчитав выгоду и степень риска от аферы. В одиночку с ними лучше не связываться. Даже официальные проверяющие работают под прикрытием Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП). Меньше риск нарваться на провокацию.
В такой мощной защите мы пока не нуждались, а вот усилению в лице государственного инспектора В. Кайдеридиса обрадовались. С ним мы - слово и дело государево!
ВСЕМ ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТАХ!
На операторов АЗС вид служебных удостоверений госинспектора и журналиста влияет по-разному. Кто-то впадает в ступор, перестав реагировать на окружающую действительность. Кто-то захлопывается в кассе, пытаясь дозвониться до начальства. Удивляться тут нечему: нарушения - сплошь и рядом. Чаще всего отсутствуют нормативные документы на топливо, просрочены сертификаты средств измерений, не ведутся журналы сменных отчетов. Ждем прибытия начальства, ежась под недружелюбными взглядами вооруженной охраны. Как правило, хозяин прибывает быстро - через 10-15 минут. Видимо, сказывается многолетняя привычка не опаздывать на стрелку.
Типичный директор - это администратор и бизнесмен. Хорошая одежда и автомобиль, чувство собственного достоинства, умные глаза. С его прибытием персонал заправки мгновенно перестает валять дурака и все просьбы проверяющих, если они подтверждены кивком начальника, выполняет мгновенно.
УСЫ И ХВОСТ - ВОТ МОИ ДОКУМЕНТЫ
Все проверки начинаются с изучения документации. После предстоит осмотреть пломбы на объемомерах колонок, определить погрешности при отпуске топлива и взять пробы бензина.
АЗС № 9 (1055-й км трассы "Дон") предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ) "Пономарева И. В.". Вместе с директором следим, как механик вскрывает колонки. Ну и ну! Со всех агрегатов сорваны пломбы. Четыре пистолета льют топливо, как бог на душу положит: "76" - недолив в 10-литровом заказе 120 мл, "92" - норма, "95" - перелив 120 мл, "ДТ" - недолив 150 мл. Это при допустимых ±25 мл на 10 л.
Интересная логика! "Экстра" - для серьезных парней, им сподручнее лить через край - так спокойнее. "92" - промежуточный вариант - тютелька в тютельку. Остальные - колхозники и шоферы - не опасны, можно недолить. Обойдутся! Прикрываем АЗС до устранения нарушений. Это минимум три-четыре дня простоя (а значит, убытков) и неизбежные штрафы: должностные - до 10 минимальных окладов, юридические - до 100. (Выписки из заключений № 6511/26-09 и № 6510/26-09 Мосрегионтопэнергонадзора: проба бензина марки АИ-95 по концентрации фактических смол и фракционному составу не соответствует требованиям ГОСТ Р 51105-97, паспорт качества № 1320-Н от 26.09.03 г.; проба бензина марки АИ-92 по концентрации фактических смол не соответствует требованиям ГОСТ Р 51105-97, паспорт качества № 1321-Н от 26.09.03 г.)
Комментарий эксперта: отклонениями фракционного состава в данном случае можно пренебречь. Повышенное содержание смол, скорей всего, результат нарушения технологии хранения или транспортировки: срок реализации истек или топливо везли в грязной цистерне. При использовании неизбежны смолистые отложения на деталях системы питания, газораспределительного механизма, цилиндро-поршневой группы и в камере сгорания. В обозримом будущем мотору - крышка.
ТРЕБУЙТЕ ДОЛИВА ПОСЛЕ ОТСТОЯ...
Проезжаем по трассе с десяток километров в объезд Ростова на Аксай. Заправок много, случается, стоят так плотно, что разделены лишь заборами. Некоторые выглядят богаче столичных. Выбираем не самую шикарную, но с красивым названием "Кристина". Утренняя процедура повторяется. Пломбы ТРК на сей раз в порядке, но первые замеры показывают недолив. Здесь, похоже, местных авторитетов не уважают. Руководство меж тем реагирует спокойно. Знают, что методика требует повторения замеров и учета температуры топлива. Приносят термометр, метролог, сняв показания, вносит поправку. С третьего раза контрольные замеры ложатся в допуски. Ситуация, как выясняется, привычная.
После перерыва колонка всегда подвирает. Техника отечественная, уплотнения не держат, бензин из шлангов стекает в емкость, в систему попадает воздух - отсюда недолив.
А импортные здесь не жалуют. У них свой недостаток. Случись что, визит рембригады с запчастями из дальнего зарубежья обойдется в копеечку. Но, главное, отмеряет больно точно. А на заправке правильный литр ни к чему - тут своя мерка!
(Выписка из заключения № 6515/ 26-09 Мосрегионтопэнергонадзора: проба бензина марки АИ-95 по октановому числу и концентрации фактических смол не соответствует требованиям ГОСТ Р 51105-97, паспорт качества № 1317-Н от 26.09.03 г.)

Комментарий эксперта: это пересортица. Под видом "95-го" нам "впарили" "92-й", к тому же просроченный. Судя по количеству серы и бензола, для его производства использовалось высококачественное промышленное сырье. Но сейчас концентрация смол в шесть раз превышает норму. Отрава!
САМОГОНЩИКИ
На очереди АЗС ООО "Кристалл". На охрану частной собственности хозяева встали грудью. Похоже, за забором важный криминально-стратегический объект. В присутствии ГУБЭП часовые скисли, и нам без помех удалось пройти на заправку.
Картина любопытная: во дворе - бензовозы, возле топливных емкостей - переносной насос. Шланг переброшен через забор на соседнюю территорию, заставленную бочками. Типичная "лаборатория" для приготовления "товарного" бензина из прямогонного. Пока персонал не опомнился, успеваем кое-что сфотографировать. Прибывший руководитель предъявил просроченные сертификаты. Показания счетчиков всех четырех колонок оказались скорректированы в "нужную" сторону (максимальный недолив - 330 мл!).
Торговать этой АЗС запретили актом. Взятые пробы отвезли в лабораторию Батайской нефтебазы.
- Божечки! Кто же вам такую дрянь продал? - пропела лаборантка, стараясь не дышать парами "76-го".
Дизельное топливо по внешнему виду химики квалифицировали как печное. Теперь, чтобы изъять его из оборота, нужно дождаться результатов анализа. (Выписка из заключения Мосрегионтопэнергонадзора: "Бензин марки АИ-95 по октановому числу и концентрации фактических смол, АИ-92 по октановому числу, концентрации фактических смол и плотности, А-76 по октановому числу и концентрации фактических смол, дизельного топлива по температуре вспышки и фракционному составу не соответствуют ГОСТам".)

Комментарий эксперта: в двух случаях - снова пересортица. Вместо "95" торгуют просроченным "92", а "92" подменяют "древним" "76". Количество смол в 8 и 12 раз превышает норму. Судя по составу, топливо могло быть получено из газоконденсата где-нибудь в Казахстане или Астрахани. Роль А-76 играет прямогонный бензин, его октановое число (65 единиц) даже не пытались поднять присадками до нормы. ДТ, судя по всему, тоже "прямогонка". Залить два последних образца в бак - верный способ загубить двигатель.
ДОВЕРЯЙ, НО... ПРОВЕРЯЙ
На пути в Москву взяли еще четыре неофициальные пробы. Так и подмывало сравнить с регламентом бензины солидных нефтяных компаний. Результаты анализа ошарашили: во всех без исключения обнаружили несоответствия. Хороший бензин на трассе М4 "Дон" нам так и не попался, зато нашелся повод провести еще одну проверку.
САМ СЕБЕ КОНТРОЛЕР
Пока государство решает глобальный вопрос о влиянии топлива на экологию, свои интересы частнику надо блюсти самостоятельно.
С недоливом, увы, придется смириться. Выявлять недостачу и судиться с жульем автовладельцу недосуг. Особенно если он здесь проездом.
Подмену октанового числа на три единицы впрысковый мотор почувствует, но приспособится. (А на большее "бизнесмены", скорее всего, не рискнут.) Контроллер скорректирует угол опережения зажигания. Разумеется, упадет мощность, подрастет расход топлива - не смертельно. Владельцам карбюраторных версий придется выставить зажигание вручную.
"Прямогонкой" торгуют беспредельщики, им вообще никакой закон не писан. Под видом топлива продают все, что горит. Спасение - на заправках солидных компаний. Там, скорее всего, этим делом не балуются: не тот размах. Зачем что-то бодяжить в бочках, когда есть свой завод?
От избытка смолы защитить мотор нечем. Жаль, ведь продукты ее разложения забивают зазоры, каналы, оседают на теле деталей, ухудшая теплоотвод. Но процесс, к счастью, постепенный. За один отпуск двигатель не угробить. Зато постоянным клиентам деньги на капремонт надо откладывать втрое чаще.
А от мировых стандартов если будет прок, то не скоро. У нас ведь не Европа - не тот климат!

В темно-красном ведре
разведу я погуще присадку,
В темно-синем ведре
я водою бензол разведу
И в цистерны залью,
размешав деревянной лопаткой...
А иначе зачем на земле
этой вечной живу?

Подражание Булату ОКУДЖАВЕ

Госинспектор Кайдеридис приступил к проверке.

У заправщиков, как у плохих стоматологов, пломбы долго не держатся!

Так вот где скрывалась погибель моя!

А говорили - порожняком пойдем!

Насос и электроудлинитель - средства обогащения.

Бензовозы в очереди на нефтебазу. Чего им там нальют?

Справа - не ДТ, а его "аналог" из подручного материала.

Два раза - недобор, один - перебор.

Куда уехал цирк?

===========================


ОСТАЛИСЬ С NOSВячеслав Лукьянов
За рулем №11 2003
Статью прочитали 115 раз
страница 1
http://zr.ru/articles/42252


ТЕХПОМОЩЬ

Материалы

ДОБАВКИ К БЕНЗИНУ

ОСТАЛИСЬ С NOS'OM

ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВ

Даже имея печальный опыт, многие по сей день верят любым обещаниям. Купил яркий флакончик, выплеснул содержимое в бак, и, о чудо, автомобиль преобразился... Такого эффекта ждут. А как на деле?
ЧТО ЭТО ЗА ЗВЕРЬ - УОЧ
Взять, к примеру, очень известную в кругах любителей "дрег-рейсинга" или "стрит-рейсинга" фирму NOS (Nitrous Oxide Systems), от которой и пошло понятие "нитрос" (в том числе по-российски, см. ЗР, 2003, № 5). Конечно, интересы американской фирмы не сводятся к закиси азота: делает она и другие препараты, призванные улучшать показатели автомобилей. В частности, те, которые - заглянем в инструкцию, переведенную фирмой, как положено, на русский язык, - препятствуют "преждевременному воспламенению (детонации) горючей смеси"... и помогают "во многих ситуациях - от повышения тяги двигателя на крутых уклонах до езды по трассе". Так NOS рекламирует возможности выпускаемых ею "усилителей октанового числа". Будем и мы их так называть, в соответствии с переводом.
Давайте-ка проверим, что это за препараты.
Мы купили в магазине три "усилителя" (см. фото).
Street Formula (далее № 1). Применяется для большинства "пассажирских" автомобилей. Должен повысить октановое число топлива на три единицы. И все удовольствие - 280 руб.!
Off Road Formula (далее № 2). Рекомендован (это видно даже из названия) почему-то исключительно для вседорожников. Неужто обычный автомобиль с таким же двигателем стал бы ходить хуже? Ведь химикат должен увеличить октановое число на семь единиц! И всего-то за 330 руб.
Racing Formula (далее № 3). Этот "содержит нитрометан". Рекомендован для спортивных автомобилей. Октановое число тоже вроде бы повышает на семь единиц. Правда, уже за 440 руб.
Препараты расфасованы в емкости по 350 мл. Содержимое флакона нужно, согласно инструкции, смешать "с не менее чем 60,56 л бензина". Посчитали, что если зарядить 61 л, будет в самый раз.
Этих пропорций мы и придерживались. Опробовали три заморских чуда на карбюраторном VAZ 2104 (из тех, на которых русский автовладелец ездит всюду - от лучших автострад до горных дорог и полного бездорожья). Автомобиль самый что ни на есть обычный, лишь дооснащен (уже давно) электронным зажиганием с октан-корректором.
Чтобы упростить эксперимент и не расходовать сразу все запасы препаратов, не стали готовить смеси в бензобаке. Карбюратор питался из расходного бачка (от омывателя), который заправляли различными смесями.
Для начала залили чистый АИ-92, затем последовательно все три смеси. А закончили опять-таки чистым бензином - для контроля результатов. Чтобы те не были субъективными, на машину установили аппаратуру "Корсис" и отправились на полигон, где по обычной методике замеряли время разгона с места до 120 км/ч, а также разгон на четвертой и пятой передачах в диапазоне, соответственно, 60-100 и 80-120 км/ч (эластичность двигателя).
ИСТИНА ГДЕ-ТО ЗА УГЛОМ
Что же показали испытания на полигоне? Взгляните на график и таблицу.
На чистом АИ-92 детонация (кратковременная, как ей и положено), конечно же, была. При разгоне с места "четверка" достигала 100 км/ч за 20,2 с (угол опережения зажигания - по инструкции ВАЗа). Затем при этих же условиях опробовали смесь бензина с препаратами № 1-3. И тут начались странности: с присадками детонация усилилась, а машина поехала хуже. Цифры в таблице довольно убедительны, не правда ли! Особенно сильно машина "увядала" на больших скоростях. Если при разгоне до 100 км/ч смесь № 3 ухудшила динамику на 28%, то при разгоне до 120 км/ч - почти на 51%. Очевидный недобор мощности! Мы не замеряли максимальную скорость, но с "усилителями" она вряд ли превысила бы намного те самые 120 км/ч.
А детонация та еще!.. Ладно, попробуем от нее избавиться, уменьшив угол опережения. Загоняя детонацию в рамки приличий, пришлось для первого состава уменьшить УОЗ почти на 3°, а для второго и третьего - на 8°. Интересное совпадение с рекламируемым повышением октанового числа! Кстати, что показывает таблица? При уменьшении УО3 на 8° со смесями № 2 и 3 чуть быстрее стал разгон, но все-таки хуже, чем в начале тестов на АИ-92.
Тот, кто хоть немного разбирается в работе двигателя, сразу вспомнит, как, не имея другого выхода, заправлял "Жигули" бензином А-76: не допуская детонации, уменьшал УОЗ в сторону позднего зажигания. Важно не забывать, что здесь не простая закономерность! Ехать без детонации удавалось, но положенной мощности или крутящего момента мотор не выдавал, да и температурный режим часто отклонялся от нормы. С ярко выраженной детонацией (если УО3 не трогать) ехать было вообще невозможно - какая уж тут мощность, когда вот-вот прогорят поршни!
Приступили к завершающим заездам - снова на чистом АИ-92. Вот так штука: двигатель, несмотря на все старания взбодрить его регулировками, прежней мощности не развивает! Замедлился разгон с места, ухудшилась эластичность. Похоже, эксперименты с "усилителями" успели на нем сказаться...
Ну, а как насчет токсичности? Фирма обещала "сокращение выхлопов углеводорода и углеродного монооксида".
Проверили состав отработавших газов на холостом ходу (фото). Выбросы СО и СН при применении УОЧ в самом деле несколько снизились.
Какое же объяснение придумать странным результатам? Скорей всего, нам скажут, что использовали "неправильный" бензин: вот был бы американский - другое дело! С ним препараты работали бы рука об руку, полюбовно. Но коли так, зачем их в России продавать?
ЧТО В ОСАДКЕ?
Нужно ли теперь проверять другие "преимущества" препаратов? Например, "улучшение технических показателей топлива" (нечто для нас туманное), "защиту от коррозии", "предотвращение застревания клапанов". Решили не тратить на это время и деньги. Достаточно денежек, уже зарытых нами "на поле чудес в стране дураков".

НАША СПРАВКА
ЧТО ТАКОЕ ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО
Понятию "октановое число" (ОЧ) можно дать несколько определений. Например, такое: ОЧ характеризует детонационную стойкость топлива или, что тоже верно, его способность противостоять преждевременному самовоспламенению. Октановое число - понятие эмпирическое, то есть введенное инженерами и определяемое экспериментальным путем. Зачем?
У бензиновых двигателей есть система зажигания, задача которой - в нужный момент поджечь топливно-воздушную смесь в цилиндре. Если бензин "правильный", все так и происходит. Но если ОЧ у бензина низкое, смесь пытается гореть не так, как хотели создатели двигателя: в цилиндре возникают ударные волны, которые в критических случаях разрушают детали мотора. Когда эти волны "бьют" по металлическим деталям, образующим камеру сгорания, слышен звонкий стук (некоторые говорят - "стучат пальцы").
Почти все мероприятия, призванные увеличить мощность или приемистость двигателя, снизить расход топлива - в общем, сделать мотор "лучше" - приводят к появлению детонации. Неудивительно, что увеличить октановое число, как по взмаху волшебной палочки, пытаются очень многие. Ведь это прямая дорога к улучшению характеристик мотора.

КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ ОЧ
Для экспериментов используют установку УИТ-85 (раньше применяли УИТ-65, что, впрочем, непринципиально). Это одноцилиндровый модуль; в нем есть цилиндро-поршневая группа, но кривошип (коленчатый вал) приводится во вращение электродвигателем.
Результат испытаний бензина сравнивают с тем, что показала на той же установке эталонная смесь двух веществ - изооктана, обладающего очень высокой стойкостью к детонации, и нормального гептана, чьи антидетонационные свойства крайне низки. Исходя из этого, приняли ОЧ изооктана за 100, а нормального гептана - за ноль. Таким образом, ОЧ бензина, равное 92 единицам, означает, что он ведет себя в указанной установке точно так же, как смесь 92% изооктана и 8% нормального гептана.
Раньше различали ОЧ по моторному и исследовательскому методам - одну и ту же установку гоняли в разных режимах. Но в последние годы пользуются только ОЧ, определенным по исследовательскому методу.

Препараты NOS для "усиления" октанового числа.

Проверим-ка токсичность...

Влияние препаратов № 1-3 на динамику разгона при стандартном УОЗ и уменьшенном на 8°. На вертикальной оси - увеличение времени разгона в процентах по сравнению с началом теста на бензине.

НАША СПРАВКА
С этой целью применяют большое количество присадок. Однако их типов совсем немного, а максимально допустимая концентрация каждого ограничена. Наибольшее распространение получили присадки на основе МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир) и производные ферроцена, содержащего железо. Превышение дозировки первого препарата не лучшим образом сказывается на токсичности выхлопа, второго - вызывает вредные отложения на свечах. Часто в бензины при промышленном производстве добавляют производные монометиланилина. Этот компонент ядовит.
На этикетках испытанных нами присадок в качестве основного компонента указан некий ММТ (англ.). Русское название этого вещества, вероятно, самое длинное в нашей речи: метилциклопентадиенилтрикарбонил марганца.
Это средство относится к группе марганецсодержащих присадок, которые в нашей стране, да и во многих других, почти вышли из обращения. Во-первых, они тоже вредны, а во-вторых, нестабильны.
Для испытания "по науке" мы отдали препараты специалистам на установку УИТ-85. Результат процитируем: "ни у одного образца не выявлено (с учетом погрешности опыта)... положительного эффекта по повышению октанового числа".
Почему так случилось? Могла сказаться та самая нестабильность. Пока из далекой Америки баночки к нам ехали, эффективность присадок таяла, таяла...
Вторая возможная причина еще более интересна. По расчетам специалистов, в рекомендованной концентрации вещество с самым длинным названием должно было значительно повысить свойства эталонной смеси изооктана с гептаном, имеющей ОЧ около 60 единиц. Если качество топлива выше - результат может оказаться скромным. А что получится, если вместо смеси химически чистых веществ взять реальный товарный бензин, уже содержащий несколько присадок, не возьмется предсказать никто, пока не проведет испытаний. Недаром все присадки вводят в топливо на заводе, а не на бензоколонке или где-нибудь еще.

===========================

ГОРИ ЯСНО!Сергей Канунников
За рулем №8 2003
Статью прочитали 57 раз
страница 1

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

Семинар

ТОПЛИВО СО СВИНЦОМ ЗАПРЕЩЕНО

ГОРИ ЯСНО!

МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ

Время многочасовых очередей на бензоколонках и пронырливых мальчишек, предлагающих купить припасенную канистру с некой горючей жидкостью, ушло, хотелось бы верить, безвозвратно. Вместо замызганных "заправок" выросли современные чистые станции. Более того - нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) перешли на выпуск новых сортов бензина. Вопросов о самом популярном автомобильном топливе немало. Попробуем ответить хотя бы на некоторые из них.
ВЫБОР МЕНЬШЕ - КАЧЕСТВО ВЫШЕ
Основным документом, регламентирующим производство бензина, сегодня служит ГОСТ Р51105-97. Согласно ему производят четыре сорта топлива - "Нормаль-80", "Регуляр-92", "Премиум-95" и "Супер-98". Бензин "Регуляр-91" с 1 января 2003 года отправили в отставку.
Новые нормативы не только должны были приблизить качество российского топлива к европейским стандартам, но и сократить номенклатуру выпускаемых бензинов. Это не лишнее, ведь в продаже до сих пор было горючее с октановыми числами 72, 76, 80, 91, 92, 93, 95, 96 и 98.
Автомобилисты со стажем привыкли к тому, что обозначение марок бензинов начиналось с букв А или АИ. Кстати, формально А-95 и АИ-95 - совершенно разные топлива! Октановые числа бензинов с индексом А определяли по моторному методу, АИ - по исследовательскому. Первый точнее определяет детонационную стойкость бензина в форсированных режимах, второй лучше подходит для оценки топлива при имитации городского цикла. Моторный метод строже, и октановое число, полученное при таких испытаниях, ниже исследовательского. Так что прежний АИ-95, подвергни его испытаниям по моторному методу, вполне мог иметь октановое число 92 и ниже.
Сегодня октановое число определяют по-прежнему обоими методами, но в качестве обозначения присутствует лишь индекс АИ. Хотя на некоторых провинциальных бензоколонках по инерции обозначают топливо буквой А.
ЛУЧШЕЕ - ВРАГ ХОРОШЕГО
До последнего времени автомобили с каталитическими нейтрализаторами попадали в России в группу риска. Для них губителен свинец, с помощью которого повышали октановое число. В Москве и многих крупных городах этилированный бензин давно вне закона.
Нынче, с 1 июля 2003 года, топливо со свинцом запрещено на всей территории страны.
Но и сегодня бензины с одинаковым октановым числом нередко существенно отличаются по качеству. Особенно "элитные", дорогих марок, спрос на которые превышает предложение НПЗ. Как это ни печально, не весь бензин, предлагаемый в продаже, произведен непосредственно на заводах. Часть его, в лучшем случае, "модифицируют" небольшие фирмы, имеющие лицензию. Куда хуже, если топливо "улучшают" прямо на АЗС с нарушением технологии. По разным данным, доля суррогатного бензина в России достигает 9-14%.
На НПЗ производство бензина включает первичную, вторичную переработки и смешение компонентов. Недобросовестные коммерсанты в нарушение технологии смешивают прямогонные бензины с товарным топливом и, добавляя антидетонационные присадки в концентрациях, превышающих нормы, получают высокооктановое горючее. Именно такому топливу мы должны быть "благодарны" за наиболее распространенные недуги - досрочный выход из строя свечей зажигания и топливных форсунок. Вы видели красный налет на свечах? Это токопроводящее покрытие - последствие "передозировки" присадок.
С ПРИСТАВКОЙ "ЕВРО"
Ужесточение норм токсичности неизбежно влечет изменение требований к топливу. Европа, которая вовсю готовится к введению норм Евро IV в 2005 году, приняла стандарт EN 228, регламентирующий минимальные требования к топливу и методикам его испытаний. Новый стандарт строго ограничивает содержание органических кислот, бензола и серы. Их объемные доли станут в среднем в пять раз ниже по сравнению с действующими в России нормами.
У нас тоже есть сдвиги. Некоторые производители топлива добровольно переходят на выпуск более "чистых" бензинов. Московский НПЗ начинает выпуск бензинов АИ-92 "Регуляр Евро", АИ-95 "Премиум Евро", соответствующих нормам Евро III. Кстати, в России есть свой аналог этих требований - это ГОСТ Р51866-2002 от 1 июля 2002 года, который пока не вступил в силу и носит рекомендательный характер. Финская компания "Несте" реализует на фирменных заправочных станциях в Петербурге топливо "92", "95", "98" серии "Футура" с примесями-добавками, предотвращающими коррозию деталей топливной системы, скапливание смол и выпадение осадка в топливных резервуарах АЗС. Естественно, новое топливо не наносит ущерба нейтрализаторам современных автомобилей.
К счастью, этим примерам потихоньку начинают следовать другие производители. Не будем забывать: чистота воздуха, которым мы дышим, напрямую зависит от жидкости, что плещется в бензобаках наших машин.

НАША СПРАВКА
Нефтеперерабатывающие заводы, выпускающие бензин, ориентируются не только на действующий ГОСТ Р51105-97 (см. табл.), но и на собственные технические задания - ТУ. Они не могут противоречить ГОСТам, а лишь оговаривают дополнительные требования к качеству. Например, несколько лет назад для Москвы по инициативе правительства города были установлены свои правила, зафиксированные в более жестких требованиях ТУ 38.401-58-171-96. Московское топливо АИ-80 ЭК, АИ-92 ЭК, АИ-95 ЭК и АИ-98 ЭК обладает лучшими, чем обычное, экологическими свойствами, например более низкой объемной долей бензола.

========================

БЕНЗИН БЕЗ "ПРИВКУСА" СЕРЫ
Сергей Канунников
За рулем №9 2000
Статью прочитали 23 раза
страница 1

ТЕХНИКА

Новинки

Материалы рубрики подготовили Денис БОРОВИЦКИЙ, Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ

БЕНЗИН БЕЗ "ПРИВКУСА" СЕРЫ

Пока в Москве проводят операции "Чистый воздух", заставляя владельцев раскошеливаться на регулировку устаревших карбюраторов, в мире решают проблему комплексно.

Оказалось, следующий шаг к "чистому" будущему двигателестроители не могут сделать без участия нефтехимиков. Нужен новый бензин, не содержащий серы и позволяющий моторам с непосредственным впрыском работать на суперобедненной смеси. Известно, что такой режим чреват повышенным выделением окислов азота (NOx), с которыми научились, в принципе, бороться с помощью катализаторов. Одна беда - сера, неизбежно присутствовавшая до недавнего времени в топливе, отравляла дорогую начинку прибора.
И вот - прорыв. "Шелл", а вслед за ним "Арал" и другие мировые лидеры в производстве бензина выбросили на рынок новые сорта, очищенные от вредоносного компонента. Мы не станем сравнивать все эти новинки бензоколонок, а посмотрим на примере шелловского "Оптимакса" (таково торговое название), что дает рядовому потребителю новый сорт, стоящий в Германии всего на три пфеннига дороже того, что мы называем АИ-98.
Итак, "Оптимакс" содержит серы не более 10 частей на миллион, что укладывается в нормы... 2007 года и в 15 раз меньше допустимой сегодня концентрации.
Вместо вредной серы химики-разработчики ввели в свое топливо целый пакет новейших присадок, не портящих катализатор, но очищающих впускной тракт от всевозможных отложений на 80%! Это - в старых моторах. В новых, использующих "Оптимакс" с рождения, отложений вообще не образуется, точнее, их на 95% меньше.
Наконец, октановое число нового бензина - 99, что указывает на более высокую детонационную стойкость и позволяет системам управления двигателями, где есть датчики детонации, сдвигать момент искрообразования еще немного вперед. А это - прибавка крутящего момента на 4% и повышенный КПД двигателя! Новое топливо уже одобрено китами автомобилестроения и поступило в продажу на 900 АЗС Германии.

Рекламный плакат нового топлива обещает массу преимуществ. А три пфеннига к двум маркам - так ли много за чистый воздух?

===================

ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫЕ СЛЕЗЫ
Игорь Моржаретто
За рулем №11 1999
Статью прочитали 26 раз
страница 1

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

ПОТРЕБИТЕЛЬ

ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫЕ СЛЕЗЫ

Количество недоброкачественного бензина, продаваемого АЗС, за последние месяцы увеличилось в несколько раз.

Игорь МОРЖАРЕТТО

"Недавно, отстояв в очереди больше часа, залил в бак на фирменной АЗС
"ЛУКойл" в Энгельсе 20 литров, как я полагал, "76-го" бензина. Однако "Запорожец", до этого легко переносивший +300 и безотказно перевозивший меня на работу и дачу, вдруг на глазах захирел: двигатель потерял мощность, стал греться и глохнуть. Механики сошлись во мнении, что болезнь моего "железного коня" вызвало отравление некачественным топливом - газовым конденсатом, который мне продали как бензин. На вид жидкости похожи, только в запахе конденсата присутствует легкий ацетоновый оттенок. Этим, оказывается, пользуются нечистоплотные дельцы, выдавая его за бензин, и делают очень большие деньги...
Рассказал я эту историю на работе и выяснил, что подобным образом пострадали многие. Как бороться с обманом на заправках?"
Самарская область Владимир ВЕРХОВЫХ

Да, такие "умельцы" ныне работают на наших АЗС, что герой "Джентльменов удачи" Василий Алибабаевич, разбавлявший бензин ослиной мочой, кажется просто мальчиком. В Саратовской области под видом бензина продают газовый конденсат, а в Москве придумали "весельную технологию". Рецепт предельно прост: на нефтеперерабатывающем заводе абсолютно легально закупают партию так называемого прямогонного бензина, очень дешевого, но абсолютно ни для чего не годного. Там же приобретают и специальные присадки, повышающие октановое число. Все это привозят в Москву и сливают в заблаговременно арендованную на каком-нибудь разорившемся химкомбинате емкость. Далее работник обыкновенным веслом перемешивает ингредиенты. Добавит присадок побольше - получится "95-й" бензин, поменьше - "92-й". Себестоимость этого, с позволения сказать, горючего в 2-2,5 раза ниже, чем заводского. Такое "топливо" - во-первых, тихий ужас для экологов, а во-вторых, ни один мотор не переживет знакомства с ним - ни карбюраторный, ни, тем более, впрысковый.
- Треть московского топлива не соответствует российским стандартам, не говоря уже о европейских, - считает Сергей Борисов, председатель Московской топливной ассоциации.
У работников Московской транспортной инспекции другая статистика, хотя и она не радует. Так, в июле с. г. было взято 229 проб бензина, из них ГОСТу не соответствовало 22. В основном, из-за невысокого содержания серы и несоответствия на 1-2 ед. указанному октановому числу. Абсолютный рекорд в этом месяце установила АЗС ТОО "ФСП-сервис" (между прочим, расшифровывается как "Фонд содействия правопорядку"): под маркой "бензин АИ-92" там продавалось нечто с октановым числом 86. В августе положение не улучшилось.
В результате проверок за торговлю некачественным бензином было приостановлено на разные сроки (до шести месяцев) действие лицензии у АЗС, принадлежащих ЗАО "ВЛАТА", ГУП "Нафтосервис", ЗАО "Силтон", ТСК "Макс"; наложены штрафы на ЗАО "Промышленно-торговая корпорация "Холидей", ЗАО "Тверь-экспресс", ТО "Сапсан", ТОО "Виконт"... Сумма штрафа потрясает: два минимальных оклада - целых 168 руб.! Да часовая выручка даже самой захудалой АЗС в десятки раз превышает эту сумму...
Кстати, Московская городская дума приняла недавно закон (он, правда, еще не действует - не разработан механизм) "О реализации некачественного топлива", согласно которому штраф за продажу такого топлива составит 5% от суммы, полученной за него, но не менее 50 минимальных окладов.
По наблюдениям сотрудников транспортной инспекции, чаще всего "балуются" некачественным бензином мелкие фирмы с одной-двумя АЗС. Крупные сети рисковать не будут, для них отзыв лицензии - катастрофа. Так что для заправки своего автомобиля лучше выбрать станцию, относящуюся к крупной сети. По возможности избегать незнакомых АЗС, но если уж бензин "на нуле" - выберите стационарную заправку, в оборудование которой владельцы явно вложили большие средства, а не контейнер-времянку с одним "пистолетом", который сегодня есть, а завтра - и след простыл.
Ну а что делать, если двигатель вашей машины все-таки "стуканул" и виноват в этом владелец АЗС, продавший вам некачественный бензин? Закон "О защите прав потребителей" - на вашей стороне, и в соответствии со ст. 14 "Вред, причиненный имуществу потребителей" вы можете обратиться в суд с иском. Присовокупите чек с бензоколонки и справку из автосервиса, в которой указано, что причина неисправности - некачественное горючее. Кстати, по словам руководителя Московской транспортной инспекции, в столице уже несколько АЗС предпочли добровольно компенсировать владельцам машин причиненный по их вине ущерб, не доводя дело до суда.


=========================


НАЛЕЙ, НАЛЕЙ ВСЕМ БАКИ ПОЛНЕЙ!
ZR.RU
За рулем №2 1998
Статью прочитали 28 раз
страница 1

РЫНОК

БЕНЗИН

НАЛЕЙ, НАЛЕЙ ВСЕМ БАКИ ПОЛНЕЙ!

Как заправляют автомобили во второй столице - Питере.

Константин БЕЛЬФОР. Фото Владимира Гашнева

В Москве "За рулем" уже проверял автозаправочные станции (ЗР, 1997, № 6, 7). В других регионах России о недоливах вам расскажет едва ли не любой автомобилист, но для достоверности нужны официальные данные.
В Петербурге контролирует автозаправочные станции и выдает лицензии на "содержание и эксплуатацию нефтебаз и АЗС" Центр государственного лицензирования (ЦГЛ). Чиновники этого ведомства и должны, по идее, стоять на страже интересов потребителей. То есть нас.

"А ХОЧЕШЬ ВЗГЛЯНУТЬ,
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?"
Смысл вопроса одного из сотрудников ЦГЛ дошел не сразу. "Приходи завтра в десять, поедешь на объект". Еще не веря в удачу, накануне вечером листаю нормативную литературу. Утром, терзаясь вопросом - неужели и вправду смогу увидеть рядовую проверку, а не показуху? - трясусь на служебной "Волге". Наконец выруливаем на "объект". Я знаю эту АЗС, ее к Олимпиаде-80 построили. Сегодня она, как и большинство заправок в Питере, арендована-переарендована, и названия конкретных фирмочек меняются на рекламном щите быстрее, чем истекает срок годовой аренды. Понятное дело, они если и вкладывают средства в станцию, то по мелочи - шланги там заменить или поребрик подновить.
"Ты там помалкивай, а то каждое слово может послужить поводом для подачи протеста", - напутствие начальника помню твердо и сразу надеваю маску случайного пассажира, вроде как родственник шофера. Спутники мои разделяются: один идет в помещение операторской, бумажки всякие проверять на предмет наличия и соответствия, а второй направляется к топливоприемникам. Подумав, решаю увязаться за ним. Тэ-э-кс, что мы видим? Колодцы в чистоте, проливов топлива не заметно, трубки дыхательных клапанов звенят (прошу прощения за специальную терминологию, последнее значит - не засорены), запорные крышки горловин слива прилегают плотно... Стоп! На крышке одного колодца отсутствует металлическая полоса. Обычно ее делают из сплава или цветного металла - алюминия, меди. Работник АЗС, демонстрирующий свое хозяйство, вздыхает: "Отлетела, не успел еще приладить". В принципе, нарушение небольшое, но весьма показательное. По требованиям противопожарной безопасности полоса нужна, чтобы при закрывании крышки не могла высекаться искра. И метршток, которым проверяют топливо в резервуарах, тоже должен иметь "пятку" из металла, не высекающего искру. Воспламенение от нее, положим, дело маловероятное, но если владелец АЗС даже в малом пренебрегает безопасностью - жди более крупных нарушений.
Переходим к топливораздаточным колонкам (ТРК): две "нары" старого образца, со стрелочными указателями, две другие - поновее, с механическими счетчиками типа таксометра. Проверив пломбы на насосе и объемомере, инспектор командует: "Мерничек давайте!". Работник АЗС устанавливает мерник (10-литровую емкость со шкалой) и "ополаскивает" его бензином - такова методика, иначе измерение будет неточным. Оператор под контролем инспектора отпускает 10 литров. "Минус 20" - колонка выдала на 20 граммов больше. Контроль состоит из двух замеров, поэтому процедура повторяется. И во второй раз оказывается, что клиент получает в подарок 20 граммов на 10 литров. Ну, значит, так оно и есть.
Переходим к следующей колонке. "Солярий" - видно даже издалека. Если пролитый бензин более-менее испаряется, то дизтопливо оставляет на асфальте жирные пятна. Пистолет вставлен в самодельный приемник, сваренный из нескольких трубок. Что ж, это не запрещено. Правда, выясняется, что колонка не работает - "что-то сегодня с электромотором случилось". А где же соответствующая запись в журнале учета? "Моя халатность", - разводит руками работник станции. "Повесь табличку, да шланг размотай", - велит проверяющий и поясняет: "Для водителей грузовиков табличка "ТРК не работает" ничего не значит. Они по многолетней привычке понимают только шланг, обмотанный вокруг колонки. А это не положено".
Осталась последняя колонка, с "95-м". Тут я замечаю, как рабочий начинает нервничать. Решив, что я большой начальник, он обращается за сочувствием: "Это сложная колонка. Здесь очень тяжелая публика заправляется". Таковая действительно есть - здоровенный мужик на "Форде-Скорпио" и нервического вида дамочка на БМВ. Мерник показывает "плюс сто" - серьезный недолив. Второй замер обнаруживает еще большую недостачу, и в ход идет мерная колба, с помощью которой точно устанавливают: недолив - 130 граммов. Слишком много, чтобы позволить дальнейшую эксплуатацию (предел - 50 г на 10 л). Пока инспектор, удалившись, пишет протокол, работник АЗС, кусая губы, рассказывает мне о большом благотворном влиянии Центра гсударственного лицензирования на состояние АЗС.
Остановка на три-пять дней для регулировки колонки, приезда государственного поверителя и новой комиссии означает для владельца АЗС ощутимые убытки. Хочешь нести их постоянно - манипулируй с колонками, только ведь и наведываться к тебе с проверкой будут чаще...
Второй наш объект - АЗС финской фирмы "Несте" (Neste). Вновь - осмотр топливоприемников ("а это для чего?" - интересуется инспектор, и начальник АЗС послушно открывает небольшой ящик возле колодца - там лежат провода для заземления бензовоза при сливе топлива), простукивание трубок дыхательных клапанов, быстрый взгляд на метршток и - переход к колонкам. Ну, думаю, сейчас современные электронные ТРК выдадут 10 литров тютелька в тютельку. Как бы не так! "Минус 20" - и в первый замер, и во второй. На другой колонке - то же самое. В общем, странно, хотя и приятно при заправке поиметь 20 лишних граммов на каждые 10 литров финского бензина.

СЛОНУ ДРОБИНА?
Насколько эффективна нынешняя система контроля? Технических возможностей у контролеров явно недостаточно: нет передвижных лабораторий или тестеров для экспресс-анализа химического состава топлива, нет собственного транспорта - добираются чаще всего на трамвае. Нет даже собственного мерного оборудования. Знакомый инженер объяснил, как легко наладить механический счетчик колонки так, чтобы малые объемы отпускать "в ноль", а большие - с недоливом. Вот и получается: десять литров в малый мерник нальют точно, а в пятидесятилитровый - "такого не держим, везите сами". На трамвае?!
Есть и проблема кадров. Людей и средств для инспекций хватает лишь на два-три визита на каждую АЗС в течение года. К тому же полноценная база данных, включающая результаты предыдущих проверок, только формируется.
Тем не менее, даже имеющиеся возможности могут быть использованы с толком. Если в прошлом году одна проверка петербургского ЦГЛ в среднем фиксировала по 11,5 нарушений правил технической эксплуатации, то за девять месяцев 1997-го - уже 9 (см. таблицу). Доля недоливов среди всех нарушений сравнительно невелика, около 3%, и остается стабильной. Но если в начале 1996 года "потери" 200-400 (а иногда и 800) граммов на 10 литров бензина происходили на каждой второй АЗС, то сегодня подобные ситуации редки.
Конечно, главное оружие потребителя - смена продавца. Недолили на одной заправке - подъезжай к другой. А если до нее час езды или вокруг топливом монопольно торгует родной "облнефтепродукт"? Тогда остается лишь регулярно жаловаться в местный лицензирующий орган. Потому что постоянно конфликтовать с проверяющими организациями не под силу даже супермонополистам. А там, глядишь, российские нефтяные компании вспомнят о внутреннем рынке и позаботятся о достойных сетях АЗС. Больше надеяться не на кого - не на финнов же?

Точно недостачу измеряют, наливая топливо в мерную колбу.

Вот оно - "нутро" "Нары".

Так проверяют колонки "на недолив". Емкость внизу - тот самый мерник.

=============


БЕНЗИН: НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ...
ZR.RU
За рулем №6 1997
Статью прочитали 60 раз
страница 1

ЭКСПЕРИМЕНТ ЗР

БЕНЗИН: НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ...

ЖУРНАЛ "ЗА РУЛЕМ" ПРОВЕРИЛ КАЧЕСТВО БЕНЗИНА В МОСКВЕ

В Москве бензина - хоть залейся. Времена многочасовых очередей на бензоколонках забылись, как страшный сон. Но вот качество топлива у многих вызывает сомнение. Кому из нас не приходилось слышать, что, мол, залил "и ни фига не тянет", или "на этой колонке бензин всегда хороший: машина летает, как ласточка", или... Впрочем, каждый автомобилист сам знает множество вариаций на заданную тему.

Елена ВАРШАВСКАЯ, Юрий БУГАЕВ
Фото Владимира Князева

Действительно ли с бензином "химичат", как уверены почти все автомобилисты, предпочитающие, как и в случае с другой жидкостью, недолив фальсификации? Это мы и решили проверить, а заодно поинтересоваться, насколько реальны слухи о непрекращающихся с былых времен "недоливах" на автозаправках. Помочь попросили Московскую транспортную инспекцию, стоящую на страже чистоты бензина и порядка на АЗС города. Ведь сотрудники МТИ регулярно проводят такие проверки и знают все тонкости дела.
Первой на нашем пути стала АЗС "Данако" на Ленинском проспекте, владение 109а. Место оживленное, колонка никогда не пустует.
И сразу - недолив. Бензин даже не показался в прозрачном, со шкалой, горлышке десятилитровой фляги-мерника. 240 миллилитров (допускается максимум 50 мл на 10 л) - почти в пять раз больше допустимого! - недодала колонка с "95-м" бензином. Контрольные замеры подтвердили результат.
Когда мы суетились вокруг мерников, к проверке вдруг подключилась дама из темно-синего "Фольксвагена". "Здесь бензин всегда отвратительный и всегда недоливают. Обязательно запишите это как мнение покупателя", - сказала она, заправилась (!) дорогим АИ-98 и укатила, подтвердив сложившееся мнение о женской логике.
Следующей оказалась КАЗС № 3 (контейнерная) "Капитал" на улице Обручева. Крошечное помещение станции и две топливораздаточные колонки (ТРК) под навесом. Скромненько, но прилично. А главное, дешево: АИ-93 всего за 1850 рублей. Первая проверка на недолив - и бензин едва показался в горлышке мерника. Молоденький директор станции разволновался. Контрольный замер на той же колонке - и бензин хлынул потоком, перелившись из фляги и на треть заполнив подставленное ведро. Перелив, и очень большой!
Откроем секрет: на "Капитал" мы приехали не случайно. Один из нас, заправившись здесь пару дней назад, почувствовал неладное: бензин в баке как-то очень быстро кончился. Захотелось выяснить, в чем дело. Оказалось, старенькая колонка просто разрегулирована: кому-то недоливает, а кому-то переливает. Как повезет.
На каждой АЗС мы брали пробы бензина, чтобы исследовать их во ВНИИ по переработке нефти. А у сотрудников МТИ при себе были приборы, позволяющие мгновенно провести экспресс-анализ октанового числа и обнаружить примеси. На показания этих приборов ссылаться официально нельзя, они - лишь сиюминутная прикидка качества бензина. На первых двух станциях поверхностный результат - норма. Третьей была АЗС "Роснефтесервис" на пересечении улицы Обручева и Научного проезда. Шикарный, недавно отстроенный комплекс, принимающий одновременно 12 машин, автосервис, диагностический центр, мойка, бар, магазин... Все документы - в порядке, директор - сама любезность. Новенькие колонки выдают бензин тютелька в тютельку, без недоливов.
Проверить решили самый дорогой,
АИ-98. Финский, от фирмы "Несте" (Neste), поступил через Санкт-Петербург (НПЗ "Порво"). Цвет "супера" оказался ядовито-зеленым. Экспресс-анализ показал октановое число, не "дотягивающее" до ГОСТа "95-го" бензина: 93 - по исследовательскому и 84,3 - по моторному методу (норма - 98 и 88). Стеклянная трубочка с индикатором, реагирующим на примеси, позеленела, сигнализируя о том, что дело неладно. Взяли пробу, почти не сомневаясь, что результаты экспертизы во ВНИИНП будут неутешительными.
А пока - еще к одной АЗС, с громким для двух обшарпанных ТРК названием "Глеско индастриз Лтд". Увы, она с утра не работала - свет отключили. Рядом с сонной "Лтд" чумазый до крайности шофер ковырялся во внутренностях бензовоза. До ЗАО "Глеско" он добирался двое суток - сломалось все, что могло. Пришлось брать пробы прямо из цистерны. У АИ-80 (так было в накладной) октановое число оказалось даже чуть выше нормы. Естественно, недолив проверить не могли.
- Вообще, недолив, пожалуй, самое частое нарушение на московских АЗС, - сказал заместитель начальника отдела ГСМ транспортной инспекции Александр Завражин. - Но винить в этом исключительно автозаправки я бы не стал. Часто это начинается еще на нефтеперерабатывающем заводе. Даже школьники знают, как температура бензина влияет на его объем. А на НПЗ не школьники работают, а большие специалисты. Отпускают бензин прямо горячим, он остывает уже на АЗС и оказывается, что его заметно меньше, чем в накладной. Есть еще распространенный прием: при заливке топлива наклон цистерны автозаправщика в 1-2 градуса дает базе "экономию" в 100-200 литров, которые, опять же, оборачиваются недостачей на АЗС и она вынуждена восполнять ее своими "хитростями". Неточные счетчики колонок с "допуском" в пользу заправки, "технические неисправности" пистолета, шлангов - придумывают много всего...
...Пересечение МКАД и Библиотечного проезда. Контейнерная станция, принадлежащая ЗАО "Компания "Лема". Берем пробы АИ-92 и, так сказать, не отходя от кассы, задействуем октанометр. Норма. Свинца стеклянная трубочка тоже не обнаруживает. И недолива нет. Такая допотопная станция с обшарпанными колонками - и вот, на тебе, порядок. Недаром говорят, внешность обманчива.
АЗС "ЛУКОЙЛ-Москва" на Дмитровском шоссе, 116, видна издалека. Современный комплекс, новейшее оборудование, бар, магазин, под стеклом возле окошечка кассира - лицензия и сертификат на бензин. Правда, "пермского разлива" АИ-95 показал октановое число чуть меньше нормы, но последнее слово за экспертизой. Все остальное - без замечаний.
Недалеко от метро "Бибирево", на Костромской улице, небольшая АЗС с названием почему-то "Сретенка-Петролеум". Рядом со старенькими топливораздаточными колонками - вечнозеленые пластмассовые фикусы и пальмы. Красота - великая сила! Берем пробу, начинаем делать экспресс-анализ - рядом останавливается видавший виды "Москвич". Человек, вышедший из него, приближается к нам и молча наблюдает. "Вы что-то хотите?" - спрашиваем. "Не-е-т, я просто", - отвечает. Спустя минут десять после его отъезда к нам подкатила блестящая "Волга" образца "МОС" периода застоя. Вальяжный господин строго спросил нас, кто мы такие и по какому праву... Право транспортной инспекции он оспаривать не стал, а вот журналистов хотел, было, весьма неприветливо попросить. Особенно ему не понравился почему-то фотокорреспондент...
Пока господин в длинном пальто, оказавшийся генеральным директором ЗАО, наседал на нас, сотрудники МТИ делали свое дело. АИ-92 достойно прошел испытание, показав 93,0 и 84,3, цвет индикатора в трубочке не изменился. Занялись недоливом. Первый замер - меньше положенного миллилитров на 200. Второй и третий - больше на пару литров! Та же история, что и на "Капитале". Ну что ж, контейнерного типа АЗС (а "Сретенка" именно такая) доживают в Москве последние дни. По распоряжению мэра они должны быть либо переоборудованы в стационарные, либо закрыты.
Помня о сомнительности финского бензина на "Роснефтесервисе", ищем заправку, торгующую таким же топливом. АЗС-3 "ВАО Р.Прим" на Пришвина, 2-4, рекламирует себя, как торгующую финским бензином. Но именно в этот день нам не повезло: топливо было хотя тоже из Балтии, но из другой страны. Латвийский АИ-95 чуточку не дотянул до ГОСТа, но примесей в нем не проявилось и доливали его до нормы. Взяли пробы на экспертизу и отправились на дальнейшие поиски. Они увенчались успехом на ТОО "Нефто-Аджип", что в конце Ленинградского шоссе. Заправка знаменитая: одной из первых в городе она начала предлагать широкий спектр услуг: автосервис, мойку и многое другое. Финский АИ-98 был той же компании "Несте", что и на "Роснефтесервисе". Только цвет оказался не таким ядовито-зеленым и реакция на примеси была гораздо слабее. Хотя октановое число финского топлива прибор показал явно не соответствующим ГОСТу: 95,4 и 85,8 - как у АИ-95.
- Выводы делать рано, - сказал Александр Завражин. - Но по опыту мы можем сказать: чаще всего "химичат" с высокооктановым бензином - он дороже. Его и разбавляют, и недоливают, и повышают октановое число разнообразными запрещенными присадками. Кстати, запрещены они и оттого, что даже в сверхмалых количествах способны вывести из строя двигатель.
Что ж, выходит, самый дорогой бензин - самый ненадежный? Отвезя пробы во ВНИИ по переработке нефти, с которым редакция заключила договор о проведении их анализа, мы с нетерпением ждали результата. И вот он получен: октановое число у всех проб бензина соответствует ГОСТу! Исключение - лишь топливо, которое по экспресс-анализу показало норму. На АЗС "Лема" оно оказалось с октановым числом, более низким, чем требует стандарт. Свинец же, другие примеси отсутствовали во всех пробах!
Такой результат во ВНИИНП объяснили просто. Во-первых, октанометр не дает точной картины, именно поэтому он не рекомендован институтом для применения на АЗС - только на заводах. Во-вторых, цвет финского бензина, настороживший нас, может быть вызван абсолютно безвредной добавкой для улучшения товарного вида экологического топлива. А меняющая цвет трубочка - это реагент виноват.
Значит (одно несоответствие на одиннадцать проб), можно радоваться: качество бензина в Москве - на уровне. А разный его цвет и запах, разная оценка октанометра и реагента на примеси - это все так, субъективные ощущения. Не верь глазам своим! Один явный недолив и две плохо настроенные колонки - вот, собственно, и все, что показал эксперимент. Так что москвичам повезло: они ездят на топливе, можно сказать, приличном!
Хотя десять проб на почти 600 АЗС... Конечно, это капля в бензиновом море столицы. Кстати, за первый квартал нынешнего года МТИ взяла 321 пробу на 207 АЗС города. И оштрафовала 27 фирм на
93 миллиона 600 тысяч рублей. Может быть, эти меры и способствуют улучшению ситуации с качеством топлива?..
Так что, почувствовав "стук пальцев" после заправки автомобиля, не грешите на бензин: это просто ваше больное воображение. С психикой все в порядке? Тогда позвоните в транспортную инспекцию, отдел ГСМ, и поделитесь своими сомнениями. Проверка все расставит по своим местам.

P. S. И все-таки после ознакомления с результатами исследования ВНИИНП закрадываются какие-то сомнения - не привыкли мы безоглядно верить в хорошее! Чтобы окончательно увериться в данных экспертизы, мы решили повторить ее в другом месте. О том, что из этого вышло - в одном из следующих номеров журнала.

Мерная емкость с абсолютной точностью показывает, сколько налили бензина.

Все гипнотизируют взглядом октанометр: что-то он покажет?

Дольет? Недольет?..

Проверка, инспекторы, журналисты с фотоаппаратами - а народ заправляется, ни на что не обращая внимания.

Света нет, бензовоз сломался - сиди, загорай.

Современные комплекcы с мойкой, автосервисом, магазином, баром уже не редкость в Москве.

==================

Экспертиза октан-бустеров и октан-корректоров. Октановые иллюзии
Васильев Михаил
За рулем №8 2005
Статью прочитали 198 раз
страница 1

Бывают товары, само появление которых порой вызывает удивление – дескать, а зачем это нужно? Виной тому обычно – бедность. Не хватает денег на кофе – берешь кофейный напиток, не можешь позволить себе спортивную машину – вешаешь насадку на глушитель «восьмерки». А если не хватает на нормальный бензин? Тогда заливаешь что подешевле и добавляешь то, о чем и пойдет здесь речь

Конечно, можно сказать, что октан-бустер, октан-корректор или октан-плюс – это как вам будет угодно – штука очень полезная и иногда даже незаменимая! Представился вам, например, случай уехать на машине куда-нибудь подальше от города, и вдруг бензин кончается… Надо заправиться, но ваше избалованное авто «кушает» исключительно «вкусный» высокооктановый бензин, а на провинциальных АЗС такую роскошь нечасто встретишь. И тут «на сцену» выходит наш герой – иллюзионист октан-бустер. Действуя строго по инструкции на баночке, выливаете в бензобак определенное количество этой жидкости, и у топлива, как по мановению волшебной палочки, повышается октановое число! Здорово – можно ехать дальше! Но это в идеале, а как оно на самом деле, мы решили проверить.
В крупных московских магазинах закупили октан-бустеры – те, что встречаются чаще всего – целых 12 наименований. Передали их во ВНИИНП для экспертизы. Исследовались состав препарата и его эффективность. Присадки проверяли в контрольном топливе с октановым числом 93,6 – по исследовательскому методу. В топливо добавляли рекомендуемые производителем максимальные концентрации октан-бустеров (так, как написано на упаковке), а затем определяли прирост октанового числа благодаря компонентам, входящим в их состав. Это могут быть присадки на основе: N-монометиланилина, свинца, железа, марганца, объемной доли МТБЭ, спиртов и простых эфиров.
Отметим, что некоторые присадки содержат не только добавки, увеличивающие октановое число, но и другие: очищающие, смазывающие и прочие. Но нас интересовал только прирост октанового числа.
Результат нашей экспертизы невеселый: шесть наименований присадок из всего списка (фото 1, 4, 6, 7, 9, 11) лишь с натягом можно назвать пригодными – «чемпион» в этой группе увеличил октановое число всего на семь десятых единицы, которые при всем желании не смогут превратить 92-й бензин в 95-й.
В следующей группе – два препарата (фото 3, 12) – назовем их «нейтральными», поскольку октановое число в их присутствии никак не меняется – эффекта ноль! Но это, оказывается, не самое страшное! Есть еще одна «команда» – оставшиеся четыре наименования (фото 2, 5, 8, 10), которые вообще показали отрицательный результат! Октановое число благодаря им не только не увеличилось, а, наоборот, стало ниже. Откровенно говоря, нас это особо не удивило – подобную экспертизу журнал уже проводил (ЗР, 1998, № 6). Не утешил и дорожный тест (ЗР, 2003, № 11). Выходит, покупая такую присадку, вы не только выбрасываете деньги на ветер, но и вредите своему автомобилю.
Но история на этом не закончилась… Сначала, конечно, была обида на буржуев, которые шлют нам из-за границы невесть что, а сами только деньги считают. Да посмеиваются – мол, русский Иван все съест, а потом еще спасибо скажет. Но тут в голову пришло: а вдруг «тамошние» препараты действительно умеют повышать октановое число? В Россию частенько завозят что-то непотребное – это не секрет, но «у них» такой номер точно не пройдет. Значит, нужно проверить!
Как раз в это время один из коллег собирался в командировку – его и озадачили приобретением заведомой «заграницы». На обратном пути он прикупил на бензоколонке где-то между Питером и Прагой за свободно конвертируемую валюту две «ненашенские» баночки с «виагрой» для октанового числа – Sonax и Wynn’s. По виду иностранные делегаты очень напоминали своих собратьев, обитающих в России, – те же формы и объемы. И даже не зная ни одного языка из финно-угорской группы, по броским анонсам на этикетках «OCTAN 10+» и «Octane Power» нетрудно было догадаться, что декларируются примерно те же показатели, что и у нас. Впрочем, когда с одной из баночек оторвали наклейку, под ней оголились другие – с русским переводом! Однако это уже не наше дело…
Посмотрели, покрутили и отдали баночки в ту же самую лабораторию ВНИИНП. А для самых-самых неверующих и въедливых читателей попросили провести внеплановую проверку двумя методами – как исследовательским, так и моторным. Для по

_________________
Управлял шесть лет японской мечтой - Toyota Vista Ardeo, теперь управляю немецкой мечтой - DAS AUTO.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить на тему 

 Заголовок сообщения: Re: Все про БЕНЗИНЫ разных марок и октановых чисел.........
СообщениеДобавлено: 13 дек 2013, 14:18 
Не в сети
Специалист
Специалист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2012, 10:29
Сообщения: 424
Тем: 10
Откуда: 8 923 318 7163 Красноярск
Машина: Toyota Vista Ardeo
О машине: ZZV 50 двиг 1ZZ теперь с ГБО
Репутация: 13
Вообщем я уже давно так понял, что у нас в стране надо заправляться 92 и сильно не умничать :good: , а чем выше актановое число 95,98 тем больше там набодяжено 8O 8O 8O 8O

_________________
" Если у вас есть время, ходите пешком повсюду"


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
Ответить на тему 

Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему

 [ Сообщений: 2 ] 





* Поиск по сайту Вверх Вниз

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Текущее время: 29 мар 2024, 08:55
Часовой пояс: UTC + 7 часов
Powered by phpbb. (c) VistaClub.ru.    * Статистика