Рекламные ссылки. Показывается только незарегистрированным пользователям
Всем привет.
Сегодня РГ опубликовала новый регламент работы сотрудников ГИБДД.
"
Российская газета" - Центральный выпуск
№4946 (122) от 7 июля 2009 г.
http://www.rg.ru/2009/07/07/mvd-reglament-dok.html
С
1 сентября нынешнего года весь инспекторский состав должен контролировать дорожное движение и следить за его безопасностью
по новым правилам.
Оформлять нарушения и аварии, отстранять от управления автомобилем и направлять на мед освидетельствование водителя, и даже представляться сотрудники ДПС будут
по регламенту.
Этот документ сегодня публикует "Российская газета".
Он появился на свет в рамках административной реформы и стал одним из первых в деятельности Госавтоинспекции. В обсуждении регламента участвовали специалисты федеральных органов исполнительной власти, общественные организации и граждане.
Как заверили нас в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД, все их требования были учтены при подготовке последней редакции.
Надо сказать, что до вступления в силу этого документа инспекторы следили за порядком в соответствии с наставлением по работе дорожно-патрульной службы, которое было утверждено в 1999 году. И вот
на смену ему пришли два документа:
административный регламент и
Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы. В первом расписаны все требования к сотрудникам ГИБДД при общении с гражданами. Второй документ - своего рода внутренний распорядок. Он носит гриф "Для служебного пользования" и не публикуется. Но вступит в силу одновременно с административным регламентом.
Итак, в чем разница между административным регламентом и нынешними наставлениями? В нем пошагово расписаны все действия инспекторов в различных ситуациях. Причем речь идет не только об исполнении прямых обязанностей, но и об общемилицейских функциях.
С какой стороны подходить к машине
Понятно, что любой представитель власти должен быть вежлив, тактичен и корректен даже с нарушителем. Но одними хорошими манерами его обязанности не ограничиваются. В регламенте расписано, с чего должно начинаться общение между инспектором и водителем и как оно должно проходить. Инспектор должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. Заметьте, теперь он не должен отдавать честь участнику дорожного движения. Это требование не вошло в регламент не из-за того, что граждане недостойны такого жеста. Просто с жезлом в руке выполнить это формальное приветствие довольно затруднительно. А это, в свою очередь, было поводом для некоторых принципиальных водителей жаловаться на инспектора, не выполнившего все церемониальные действия.
О взаимоотношениях сотрудников с участниками дорожного движения сказано так: они "должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам".
По требованию автовладельца или пешехода инспектор обязан предъявить удостоверение, не выпуская его из рук.
Один из вечных споров: обязан ли водитель выходить из машины, а уж тем более садиться в патрульный автомобиль. В документе прописано даже, с какой стороны инспектор должен подходить к автомобилю: "Обращение к водителю должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны".
Инспектор может предложить водителю выйти из машины для того, чтобы
устранить неисправность, при наличии
у водителя признаков опьянения, для проведения
сверки номеров с документами, для проведения
личного досмотра, осмотра (осмотр - это что то новенькое в юридическом словаре) или досмотра транспортного средства и груза, а также, когда требуется его участие в осуществлении
процессуальных действий (к примеру для составления протокола и подписи документов),
оказании помощи или, когда
его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.
Предложить пройти
в автомобиль или
в служебное помещение инспектор может предложить только тогда, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.
Засада в законе
Очень много было споров о засадах - так называемом
скрытом контроле. В регламенте прописано: "
Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается".
Здесь же разъясняется, что
патрульный автомобиль - это транспортное средство Госавтоинспекции,
на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, включенное в установленном порядке в постовую ведомость.
К патрульным автомобилям также отнесены и автомобили скрытого контроля -
без специальной окраски.
Но если раньше сотрудники могли осуществлять остановку участников движения на них, то сейчас это возможно только при применении автомобилей со спецокраской,
либо сотрудником
в форменной одежде.
Осмотр под угрозой досмотра
Это, пожалуй, первый документ, в котором четко прописана разница между осмотром и досмотром. В каком случае может применяться первое, в каком второе.
Осмотр в данном случае - это
визуальное обследование автомобиля и перевозимого груза.
Основанием для его проведения могут быть ориентировки, указания в рамках спецмероприятий, если есть подозрения, что груз не соответствует документам, или, что есть неисправности, при которых эксплуатация машины запрещена.
Сверка номеров с документами -
это тоже осмотр. При проведении осмотра никаких процессуальных документов не составляется, за счет чего экономится время.
А вот
если человек отказался от осмотра, то ему грозит
досмотр. Он уже проводится с оформлением протокола и в присутствии двух понятых.
Пьян по всем правилам
В регламенте четко прописано, каким образом проводится выявление нетрезвых водителей. Так, например,
после того как инспектор утвердился в своих подозрениях насчет того что водитель нетрезв, он должен предложить ему дыхнуть в алкотестер (вернее сертифицированный, прошедший метрологическую поверку и опломбированный
алконометр , с возможностью распечатки результата на бумаге)
в присутствии двух понятых.
Если у инспектора нет под рукой нужного прибора, он обязан отвезти человека на ближайший пост ДПС или в какой-либо пункт милиции, где этот измерительный инструмент есть.
Если алкотестер показал, что не все в порядке, а водитель с этими показаниями не согласен, то его требуется направить на медицинское освидетельствование.
Направлять туда
можно тоже только в присутствии двух понятых.
Направлять на медосвидетельствование инспектор может, если водитель отказывается воспользоваться прибором, если он не согласен с результатами и если у инспектора есть подозрения, что несмотря на показания алкотестера, водитель все-таки нетрезв.
Примечательно, что в случае,
если врач установил, что водитель трезв, инспектор обязан его доставить к машине.
Кстати, тема доставки водителя - довольно интересна. Она еще раз проявляется в пункте о задержании транспортного средства. Если машину задержали где-то на трассе, то инспектор обязан оказать содействие в доставке водителя до ближайшего населенного пункта.
Один из главных спорных вопросов - это единство закона для всех. Почему у нас на дорогах ездят те, кто всегда правее, и инспектор ничего не может с ними поделать? Этот вопрос хотя бы частично устранен в административном регламенте. Теперь, если у инспектора есть достаточные основания полагать, что находящийся за рулем человек с высоким иммунитетом нетрезв, он должен отстранить его от управления, провести освидетельствование на алкогольное опьянение или направить на медицинское освидетельствование. А машину задержать до устранения причины.
Надо также сказать, что это первый и возможно единственный регламент, в котором не прописано время исполнения тех или иных действий. Как пояснили в департаменте ОБДД, это связано с особенностью работы. Невозможно прописать четкие временные рамки для оформления нарушений, аварий и прочего. В каждом случае могут возникать свои сложности.
Но регламент требует, чтобы сроки были минимальными, а действия сотрудников, затягивающих дело, могут быть обжалованы.
http://www.rg.ru/2009/07/07/mvd-reglament-dok.html